Расположена на берегу цемесской бухты. Цемесская бухта. Новороссийск. Где находится Цемесская бухта

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Новороссийск называют южными вратами России. Это мощный современный промышленный город, огромный порт, база кораблей Черноморского флота Российской Федерации. Это и славное прошлое, о чем напоминают величественные памятники времен Революции и Великой отечественной войны, это «Малая земля».

Свое знакомство с Новороссийском мы решили начать с его портовой части — прогуляться по набережной, увидеть знаменитый крейсер «Михаил Кутузов». И что может быть лучше морской прогулки! О ней — мой сегодняшний рассказ.

Выйдя на набережную, мы увидели у причала прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»*, который через несколько минут собирался отчаливать на полуторачасовую прогулку. Голос из динамика созывал людей. Такая удача! И вскоре мы уже любовались красотами огромной Цемесской (Новороссийской) бухты.

* Владимир Шапурко (1936-2009) — инженер, всю жизнь посвятивший судам Новороссийского пароходства, работал в Новороссийской инспекции Регистра СССР. Осуществлял надзор за постройкой и ремонтом российских судов. Неоднократно бывал за рубежом для выполнения особо ответственных заданий. С 1994 года — заместитель начальника инспекции. Участвовал в расследовании причин гибели пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Награжден многочисленными медалями и грамотами, его имя занесено на Доску Почета Главного управления Регистра.

Прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»

Погода по дороге из в Новороссийск нас не радовала. С гор сползали тяжелые тучи, предвещавшие бурю. Однако потом все удивительным образом рассосалось, и мы увидели всю красоту Цемесской бухты, Маркотхского хребта, Новороссийского порта.

Проклятие Цемесской бухты?

Как прочитала потом, непроста и зловеща Цемесская бухта бухта. Много кораблей погибло здесь, некоторые из них — по неизвестной причине. Вспомнить хотя бы трагедию пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года, когда при столкновении с сухогрузом море унесло жизни 423 человек. А еще раньше, в 1918 году по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот — во избежание сдачи немцам. Скорбная фигура матроса — возвышается на горном откосе около трассы М-4 «Дон». В годы Великой отечественной войны здесь погибло несколько десятков кораблей, некоторые из которых не найдены до сих пор. И еще немало других трагедий — гибели судов, людей.

А может и нет никакого проклятья этой бухты? Может дело в неистовой новороссийской боре, бушующей здесь осенью и зимой?

Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия темных и безлесных гор, Новороссийского укрепления.
Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе.
Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несет ее ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свертывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов. — Константин Паустовский, «Черное море»

Или в том, что здесь самое интенсивное на Черном море движение морских судов? Ведь глубина Цемесской бухты в среднем около 21-27 метров, что позволяет входить сюда океанским кораблям и судам любого типа.

Как бы то ни было, но в тот день эта бухта в форме подковы предстала передо мной величественной и спокойной. Российские и иностранные суда стояли на рейде. В порту кипели работы. Чуть поодаль виднелись военные корабли Черноморского флота России — даже после возвращения Крыма в Новороссийске остается немало наших кораблей.

Перевалочный комплекс и нефтебаза «Шесхарис»

Буксир «Адмирал Серебряков»

Некоторые горы изрыты карьерами. Здесь добывают мергель — осадочную горную породу, сырье для высококлассного цемента.

Корабли на рейде в Цемесской бухте

Вдали, на горном хребте, там где Андреевский перевал, виднеется полуразрушенная башня — недостроенный ресторан «Семь ветров». Оттуда открывается великолепный вид на окрестности.

С юго-востока Цемесская бухта ограничена мысом Дооб, рядом с которым расположена Кабардинка — популярный курорт.

Увы, через какое-то время наш теплоход развернулся — пришла пора возвращаться в порт Новороссийска.

Панорама Цемесской бухты в сторону Новороссийска

Величественно смотрится мемориал «Малая земля», место 225-дневных ожесточенных боев в годы Великой отечественной войны. О нем рассказ еще впереди.

Мемориал «Малая земля»

Карьер «Новоросцемента» — добыча мергеля

Вновь проходим мимо военно-морской базы Черноморского флота России. Рассматриваем грозные корабли. Слева на фотографии — новейший малый ракетный корабль проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Зеленый дол», проходящий ходовые и государственные испытания.

Портовые сооружения и суда

Морской вокзал «Новороссийск»

Крейсер «Михаил Кутузов»

Вот такая морская прогулка по Цемесской бухте получилась у нас. Обещанных дельфинов мы не видели. Но и других впечатлений хватило! Может, конечно, и есть проклятие Цемесской бухты, которое губит корабли, но в тот солнечный день она показалась мне очень дружелюбной.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Цемесская бухта (или Новороссийская) расположена на севере побережья Черного моря, свое название получила от реки Цемес, впадающей в нее.

Длина Цемесской бухты равна 15 километрам, ширина у входа в нее – девяти, а глубина колеблется между 21 и 27 метрами. Вход в бухту с северо-западной части ограничен островом Суджук, а с юго-восточной – мысом Дооб. На северо-западе бухты располагаются морской порт и город Новороссийск, от которого и произошло второе название водоема.

В восточной части Новороссийской бухты расположено село Кабардинка, которое находится в подчинении администрации Геленджика. 31 августа 1986 года здесь произошло столкновение парома «Адмирал Нахимов» и балкера «Петр Васев». Спустя год на месте аварии, на мысе Дооб, был установлен знак - дань памяти погибшим членам экипажа и пассажирам.

Цемесская бухта

Цеме"сская бухта (Новороссийская бухта) - бухта в северной части российского побережья Чёрного моря. Название получила от впадающей в неё реки Цемес. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, в средней части 4,6 км, глубина 21-27 м, что позволяет входить в бухту любым океанским судам.

В северо-западной части бухты располагается город-герой Новороссийск.

Цемесская бухта – небольшая часть Черного моря у Новороссийска, отделенная от ветров и открытых вод сушей. Название она обрела от несущей свои воды реки Цемес, является уникальным природным сооружением, совместившим в себе сразу две функции – практическую и эстетическую. Считаясь одним из основных способов связи окружного центра с внешним миром, она по праву считается крупнейшим вместилищем памятников города.

Где находится Цемесская бухта?

Ее расположение – северо-восток Черноморья. Ближайшие к ней населенные пункты, кроме Новороссийска, — Мысхако и Кабардинка.

На карте Цемесская бухта располагается таким образом:

Исторические факты и легенды

Цемесская бухта всегда ценилась российским флотом – это крупнейшая по военному значению гавань после Севастопольской, что на полуострове Крым. В состав Российской империи она вошла лишь в 1829 г., доставшись государству в награду за победу в войне с турками-османами.

С тех пор ее активно эксплуатируют: в период с марта по октябрь по ней курсируют корабли различной величины и назначения – от военных до торговых, обслуживая нужды Новороссийска. Гавань эта не замерзает и в зимнее время, но в холодные месяцы ею завладевают ветры: штормы бывают настолько сильными, что моряки в этот период не рискуют отправляться в плавание.

Длина береговой линии Цемесской бухты – 15 км, с запада ее формирует Абрауский полуостров, с северо-запада – остров , а на востоке расположено село Кабардинка. Максимальная глубина здешних вод – 27 м, внушительная цифра делает возможным вхождение сюда даже океанских лайнеров.

Мифы и легенды

Охотники за паранормальными явлениями и искатели аномальных зон всей планеты давно дали этой уникальной природной достопримечательности собственное название – Российский бермудский треугольник. В 1917 г. именно здесь новое правительство страны решило потопить не один десяток судов, организовав своего рода корабельный погост против неприятеля.

Интересно, что ни одно из многочисленных судов не было найдено впоследствии: множество раз дайверы погружались на дно, но не находили никаких крупных корабельных частей, за исключением их обломков. С тех пор бухта так и влечет за собой череду трагических событий, увеличивая подводное кладбище. А многие уверяют, что видели здесь корабль-призрак: видение возникает в сумерки, когда на землю опускается туман.

Местные жители уверены, что мистическое судно – это «Адмирал Нахимов», затонувший в 1986 г. в результате столкновения с другим кораблем. В свое время трагедия наделала много шума, мистики связывали эту катастрофу с дурной славой местности. И теперь крейсер вынужден курсировать по своему маршруту вновь и вновь, перевозя людей, которых уже давно нет в мире живых.

Цемесская бухта: прогулка по достопримечательностям

Цемесская бухта – это не только место с богатейшей историей и крупный порт, но и настоящее скопление памятников и достопримечательностей. Прогулка по береговой линии доставит туристу много прекрасных часов и даже дней: обойти все 15 км за сутки не представляется возможным.

На въезде в Новороссийск установлен Монумент морякам революции. Открытый в 1980 г., он должен был стать частью целого комплекса, посвященного героям гражданской и Великой Отечественной войны. Но финансирование проекта остановилось – завершенным оказался лишь это памятный знак. Он великолепен: 12 м в высоту, мемориал изображает коленопреклоненного моряка, опустившего голову в минуту скорби по погибшим товарищам. В одной руке он держит собственную бескозырку, а в другой – головной убор не вернувшегося из боя товарища, бережно прижимая все, что от него осталось, к сердцу. Композиция невероятно трогательна, многие плачут, вглядевшись в нее повнимательнее.

Если перейти дорогу, вы выйдете на масштабную обзорную площадку, открывающую великолепный вид на море: здесь получатся захватывающие дух панорамные фото, Цемесская бухта – живописное место. Тут же установлен оригинальный знак «Куб-визир», выполненный в память о затонувших в гавани кораблях. Столь абстрактное толкование трагедии делает его еще более привлекательным, хочется остановиться и полюбоваться подольше.

Одна из интереснейших здешних экскурсий – посещение . В середине XX века судно принимало участие в боевых действиях в Средиземном море и Атлантическом океане, путешествовало к берегам Египта и Сирии. Благодаря техническим характеристикам, опережавшим большинство судов тех лет, оно вошло в ТОП-10 лучших в своем времени. Но время дает о себе знать: крейсер больше не бороздит моря, зато дает шанс каждому посетителю поближе познакомиться с морским делом и узнать о великой истории России за последние 100 лет. Более 200 м в длину и 20 м в ширину, он сохранил на борту уникальные памятки прошлого. Купив билет за символическую стоимость, турист получает увлекательную информацию и прогулку по морю на корабле-легенде.

Морская слава города-города

Еще один великолепный образец величественной скульптуры – стела Морская слава. Авторы – Суворов и Аполлонов – вложили в нее все свои силы и талант. Общая высота – 7,5 м, из-за этого ее пришлось создавать не целиком, а частицами: первой отлили фигуру девушки-ангела, под ногами которой находится вся планета, в руках она держит парусник, оберегая корабль от несчастий и бед. Затем возвели и гранитную колонну, на которую поместили фигуру, видимую задолго до вхождения в Цемесскую бухту. Моряки, разглядев памятник, безошибочно определяют, что они прибыли в славный город-герой Новороссийск.

Интересно погулять и по : среди огромных сухогрузов с многотонными грузами, невиданной техникой и людской суетой, ощущаешь себя всего лишь песчинкой. Порт из-за величины разделен на четыре района: военный, пассажирский, нефтяной и грузовой. Для осмотра доступна только пассажирская часть, но при должной ловкости можно попасть и в остальные отделы.

— монументальная скульптура в виде боевого судна с матросами, готовящимися вступить в бой. Прямо внутри расположен музей, содержащий барельефы портретов героев Советского Союза.

Как добраться (доехать)?

Попасть к гавани несложно – многие маршруты транспорта, курсирующего между Новороссийском и Геленджиком, идут возле нее. Городские маршрутки и автобусы также подходят к ней.

От центра Новороссийска доехать до Цемесской бухты вы сможете так:

Или Новороссийская, расположена в северной части российского побережья Черного моря и получила свое название благодаря впадающей в нее реке Цемес. В ее северо-западной части располагается город Новороссийск, а в восточной — село Кабардинка.

Цемесская бухта имеет печальную историю. Так, 18 июня 1918 года в ней по приказу Ленина были затоплены суда Черноморского флота вместе с экипажами. Моряки предпочли погибнуть в пучине, чем сдаться в плен.

Вторая черная дата — 31 августа 1986 года, когда при входе в бухту пароход «Адмирал Нахимов» столкнулся с балкером «Петр Васев» и затонул.

Моряки считают Цемесскую бухту своеобразным Бермудским треугольником. Дурная слава о ней живет в народе уже на протяжении многих лет.

Еще турки, жившие когда-то в крепости Суджук-Кале, рассказывали о таинственной бухте, имеющей форму подковы. С ужасом они говорили, что в этой бухте по непонятной причине тонули лодки, будто кто-то утаскивал их на дно. Немало погибало здесь и людей, многие из которых были искусными пловцами.

В ходе Второй мировой войны в Цемесской бухте затонуло несколько десятков различных судов, а некоторые из них до сих пор не найдены.

В настоящее время все дно бухты усеяно обломками множества кораблей. Благодаря этому аномальная зона является настоящей Меккой для дайверов, которые поднимают со дна многочисленные артефакты, в том числе старинные монеты и амфоры. Тем удивительней факт, что никому до сих пор не удалось обнаружить некоторые суда, затонувшие в бухте в XX веке, хотя имеются точные координаты мест их гибели.

Конечно, самой страшной катастрофой стало крушение парохода «Адмирал Нахимов». Он прибыл в порт Новороссийска 31 августа 1986 года из Ялты и должен был оставаться здесь до вечера.

В 22:00, точно по расписанию, лайнер отшвартовался и буксиры отвели его от причала. На выходе из Цемесской бухты пароход внезапно столкнулся с гигантским сухогрузом и затонул за 8 минут. На его борту на тот момент находились 1243 человека, 423 из которых утонули.

Адекватного объяснения произошедшему нет до сих пор. Оба капитана были опытными моряками, а столкновение произошло в практически пустой акватории. Существует версия, что приборы сухогруза отмечали наличие в бухте еще ОДНОГО судна и не распознали лайнер «Адмирал Нахимов».

При проведении спасательных работ в бухте утонули два опытных водолаза, которым, по официальной версии, не хватило воздуха. Другие же подводники, исследовавшие затонувшее судно, постоянно становились жертвами панических атак.

Все это привело к тому, что работы по подъему парохода в скором времени прекратили, и «Адмирал Нахимов» до сих пор покоится на глубине 47 м со спиленными трубами и мачтами, накрытый специальными резиновыми чехлами.

В народе же ходит легенда о проклятии адмирала Нахимова, которое и стало причиной крушения лайнера.

Так, адмирал П. С. Нахимов принимал участие в обороне Севастополя и приказал затопить корабли на входе в Цемесскую бухту, чтобы преградить путь врагам. По преданию, с тех пор все корабли, названные в честь славного адмирала, терпят крушение при входе в эту бухту.

Однако Цемесская бухта известна и другими аномалиями. Здесь нередко останавливаются часы. По свидетельству моряков, происходит это сразу у всех членов экипажа. Часто выходят из строя различные приборы. Обычно при выходе из акватории часы и аппаратура вновь начинают исправно работать.

В начале XX века жители окрестностей Цемесской бухты стали свидетелями страшных аварий, которые происходили с пугающей периодичностью, практически в одном и том же месте.

На глади самой бухты нередко наблюдаются огромные круги, в которых вращается вода.

Относительно недавно на глубине бухты проводились работы по обследованию коллекторов очистительных сооружений. К участию в них привлекались водолазы, которым пришлось работать на глубине более 45 м. Однажды один из них приготовился к всплытию, поскольку воздух у него в баллонах заканчивался. К своему ужасу он обнаружил, что что-то удерживает его на глубине и даже тянет вниз. Лишь благодаря нечеловеческим усилиям подводнику удалось подняться на поверхность, но больше на работу в бухту он не вышел.

В недавнем прошлом было зафиксировано еще одно странное происшествие. Во время погрузочных работ одновременно четверым сотрудникам порта стало плохо с сердцем. В итоге один из них умер, а причину случившемуся медики так и не нашли.

Ученые объясняют происходящее в Цемесской бухте наличием в этой области магнитной аномалии, действие которой непостоянно и зависит от множества факторов.

Таинственные места России Шнуровозова Татьяна Владимировна

Цемесская бухта (Новороссийск)

Цемесская бухта

(Новороссийск)

После потери по воле Хрущева Крыма вместе с Севастополем Новороссийск стал крупнейшим черноморским портом России. В Цемесскую бухту, вдоль которой построены город и порт, ежедневно заходят и покидают десятки судов, пассажиры и экипажи которых не подозревают, что аномальные особенности этого места способны при неблагоприятных обстоятельствах стать причиной крушения корабля.

Впрочем, моряки не склонны винить в своих просчетах странности бухты, тогда как исследователи аномальных явлений, напротив, уверены, что далеко не все в этом мире можно объяснить простым невниманием или отсутствием нужного опыта. Одна из самых страшных и нелепых с точки зрения логики трагедий случилась ночью 31 августа 1986 г., когда на выходе из бухты столкнулись пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» и огромный сухогруз «Петр Васев». Лайнер покидал бухту, сухогруз, напротив, возвращался с грузом в порт. Пароход затонул за 8 минут, из 1234 находившихся на борту 423 человека ушли с лайнером под воду Следователи в ходе расследования, ученые с мировым именем, капитаны дальнего плавания, да и обычные россияне, знакомясь с документами трагедии, так и не могут до сих пор понять, как могли в большом заливе при полном штиле и прекрасной летней погоде столкнуться 2 парохода, если корабли находились в зоне прямой видимости, команды были опытными, места и времени для расхождения судов было более чем достаточно. Конечно, лайнер «Адмирал Нахимов» вел в этот момент не сам капитан, а его помощник, но он считался опытным моряком, который вполне был способен справиться с поставленной задачей, тем более что сам капитан В. Г. Марков договорился о пропуске корабля сухогрузом. И тем не менее факт остается фактом - корабли столкнулись.

Адмирал Нахимов, защищая Севастополь, велел затопить корабли, чтобы преградить путь в гавань вражеским судам. Город удалось отстоять, но с тех пор корабли, названные в честь храброго и предприимчивого адмирала, неизбежно терпят кораблекрушения.

Действия капитана сухогруза в последние несколько минут перед столкновением до сих пор кажутся более чем странными: он спокойно продолжал вести судно по приборам, которые в этот раз почему-то ошибочно указывали на успешное расхождение с лайнером, хотя визуально наблюдавший в окно старпом несколько раз сказал о том, что они подошли слишком близко к «Адмиралу Нахимову» и продолжают идти на сближение.

Почему в данных обстоятельствах не подала знак интуиция, которая обычно не подводит капитанов судов, почему не сработала даже обычная логика: проверить слова старпома, выглянув в окно.

Следствие вынесло свой вердикт, оба капитана за халатное отношение к своим обязанностям получили по несколько лет тюрьмы, однако это не дало ответов на вопросы. Специалисты по аномальным явлениям считают, что в этом деле свою решающую роль сыграли особые гравитационные аномалии Черного моря, которые и повлияли на отдаваемые на кораблях команды. Именно они, по мнению исследователей, вывели из строя радары на сухогрузе и ввели в заблуждение капитана «Петра Васева».

Косвенным подтверждением такого радиовозмущения стало последовавшее через несколько часов землетрясение в акватории Черного моря у берегов Румынии. Вполне возможно, что усиление электромагнитного поля повлияло и на притупление бдительности капитана лайнера Вадима Маркова, который оставил свой пост в самый ответственный момент, и на действия его помощника Александра Чудновского, который, несмотря на весь свой опыт, не смог предпринять адекватных действий если не по предотвращению столкновения, то хотя бы по минимизации потерь и спасению жизней пассажиров.

Странные события, подтверждающие аномальность этого места, случались в Цемесской бухте и с другими кораблями, но так как они не приводили к столь трагическим последствиям, о них мало говорили и быстро забывали. Однако военные уже после гибели лайнера вспомнили, как у них на патрульном корабле в той же точке бухты неожиданно остановились часы, причем не только бортовые, но и все наручные часы у команды. И только после выхода за мыс Дооб часы стали идти снова и их пришлось подводить на несколько минут.

Точно такое же событие с часами произошло на круизном лайнере, ходившем по Черному морю. Это явление настолько заинтересовало одну из пассажирок, С. П. Свербиль-Живицкую, работавшую в Одесском университете, что позднее она посвятила несколько лет изучению аномальных явлений в Цемесской бухте. По ее гипотезе, она представляет собой кратер остывшего вулкана. Именно этим объясняются гравитационные аномалии, которые происходят в бухте при повышении тектонической активности в черноморской акватории: так, после той самой синхронной остановки у всех пассажиров и членов экипажа часов произошло небольшое землетрясение на Краснодарском побережье Черного моря; было землетрясение, как уже говорилось, и после гибели лайнера. Гравитационной аномалией Цемесской бухты объясняется и почти ураганный северный ветер бора, дующий с гор в сторону Новороссийска с такой силой, что нередко прорубает себе в поросших лесом горах целые просеки.

Однако пока это только остается гипотезой; исследования ограничены тем, что аномальные проявления характерны только при возникновении тектонической активности в прибрежных районах или на дне Черного моря, а чтобы выявить это заранее и провести нужные исследования, требуются немало времени и большие финансовые средства.

Так что загадка Цемесской бухты в полной мере пока еще так и не разгадана.