Что входит в обязанности контролера общественного транспорта. Типы контролеров. Как их отличить. Как они должны работать по закону

Должностная инструкция контролера пассажирского транспорта [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Контролер пассажирского транспорта относится к категории технических исполнителей.

1.2. На должность контролера пассажирского транспорта назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Контролер пассажирского транспорта назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия по представлению [вписать нужное] и непосредственно подчиняется [вписать нужное].

1.4. Контролер пассажирского транспорта должен знать:

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся вопросов работы пассажирского транспорта;

Правила перевозки пассажиров, багажа (ручной клади);

Правила дорожного движения в части, касающейся остановки автотранспорта и разрешенных скоростей движения;

Формы проездных и провозных документов;

Тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа (ручной клади);

Этику общения с пассажирами;

Порядок взыскания штрафов и правила оформления квитанций и наложения штрафов на нарушителей правил проезда (провоза багажа) в пассажирском транспорте;

Основы организации труда;

Законодательства о труде и охране труда;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;

- [вписать нужное].

1.5. На время отсутствия контролера пассажирского транспорта (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

1.6. [Вписать нужное].

2. Должностные обязанности

Контролер пассажирского транспорта:

2.1. Проверяет на пассажирском транспорте наличие у пассажиров документов на проезд и провоз багажа (ручной клади).

2.2. Контролирует соблюдение пассажирами правил проезда и провоза багажа.

2.3. Налагает на пассажиров штрафы и взыскивает их в установленном порядке за допущенные нарушения правил проезда и провоза багажа.

2.4. Контролирует выполнение работниками автомобильного транспорта правил перевозки и обслуживания пассажиров.

2.6. Проверяет правильность заполнения кондукторами или водителями (работающими без кондукторов) билетно-учетных листов и соблюдение графика движения.

2.6. Контролирует экипировку автобусов и таксомоторов, а также оборудование линейных сооружений и остановочных пунктов.

2.7. Составляет акты и рапорты о допущенных работниками автомобильного транспорта нарушениях.

2.8. [Вписать нужное].

3. Права

Контролер пассажирского транспорта имеет право:

3.1. Получать от специалистов структурных подразделений предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

3.2. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.5. [Вписать нужное].

4. Ответственность

Контролер пассажирского транспорта несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

А потом решил просто забрать ее, засомневавшись в том, что она принадлежит мне. Других документов у меня с собой не оказалось, и подтвердить, что карта моя, я не могла. С трудом упросила оставить ее мне. Хотелось бы узнать, имеет ли право проверяющий забирать соцкарту? Что именно входит в обязанности контролера общественного транспорта?

Татьяна Протасова . Зябликово .

Как объяснили в столичной мэрии, при проверке билетов в автобусе, троллейбусе или трамвае все контролеры Мосгортранса должны быть в служебной форме, с нашивкой логотипа компании на рукаве.

По первому требованию пассажиров контролер обязан предъявить удостоверение, не передавая его им в руки, и назвать свою фамилию. По инструкции контролер должен проявлять выдержку и тактичность в общении с пассажирами, водителями и кондукторами. То есть он не может, например, применять силу или обыскивать зайца.

Разрешено:

Проверить билет или льготные удостоверения, их подлинность и срок действия с помощью специального переносного устройства. Билеты, соцкарты и другие документы пассажиры передают в руки контролера;

Обязать зайца купить билет по действующему тарифу у водителя, если пассажир не заплатил за проезд. Напомним, в салоне сейчас продаются только такие билеты: ТАТ (троллейбус, автобус, трамвай) - за 100 руб. на 5 поездок или за 700 руб. на 40 поездок; «90 минут» - за 50 руб. на 1 поездку или за 100 руб. на 2 поездки. Купленный билет обязательно нужно пробить в валидаторе;

Требовать у безбилетника выйти из салона на ближайшей остановке, если он отказывается платить за проезд. При этом контролер не имеет права применять силу или задерживать отправление автобуса, троллейбуса или трамвая;

Вызвать наряд полиции для составления протокола об административном правонарушении, если безбилетник отказывается выйти из салона;

Обратиться с заявлением в ближайшее отделение полиции в случае угрозы расправы и(или) применения физической силы против контролера во время исполнения им служебных обязанностей;

Применить адекватные меры защиты в пределах допустимой самообороны при угрозе жизни и здоровью;

Отслеживать проходы пассажиров через турникет с распечаткой результатов, если возникают конфликтные ситуации. В этом списке обычно указаны время прохода и номера билетов, так же как и на самих билетах. Если нарушитель ведет себя некорректно, контролер должен предупредить его о наблюдении с помощью камер (если они установлены в салоне), с фото- и видеозаписью происходящего события;

Забрать поддельный или чужой проездной документ (билет, соцкарту, студенческий талон), если пассажир показал его контролеру для подтверждения оплаты проезда. При этом проверяющий обязан не просто отнять фальшивку, а выписать акт, один экземпляр которого выдать нарушителю.

Проверять билеты с нарушением формы одежды, без служебного удостоверения, транспортной карты контролера и наряда-задания, а также в алкогольном или наркотическом опьянении;

Брать штрафы с безбилетников. Это вправе делать только контролеры ГКУ «Организатор перевозок», которые также следят за оплатой проезда не только в наземке, но и в метро;

Задерживать движение общественного транспорта;

Отнимать у пассажиров законные проездные документы (билеты, соцкарты, студенческий проездной билет);

Брать в залог у зайцев деньги, документы и личные вещи;

Контролировать оплату проезда на маршрутах, не указанных в наряде-задании;

Забирать поддельные или чужие проездные или соцкарты без составления и выдачи первого экземпляра акта об изъятии (согласно «Должностной инструкции контролера пассажирского транспорта», действует с 1.07.12 г.).

Выдержки из должностной инструкции специалиста (контролёра) отдела контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом Государственного казённого учреждения города Москвы «Организатор перевозок»

2.1. Основными функциями специалиста (контролёра) являются:

2.1.1. Контроль за соблюдением правил пользования наземным городским пассажирским транспортом.

2.1.4. Рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 10.1, 10.5 КоАП города Москвы.

3. Должностные обязанности

3.1.1. При исполнении должностных обязанностей по осуществлению контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом быть одетым в форменную одежду, утвержденную приказом руководителя учреждения.

3.1.2. При исполнении должностных обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением правил пользования наземным городским пассажирским транспортом представляться при обращении к пассажиру, иметь при себе и предъявлять по требованию пассажира в развернутом виде удостоверение контролера на транспорте.

3.1.6. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены, установленные в Учреждении, строго выполнять требования локальных нормативных актов Учреждения.

3.1.8. Соблюдать требования охраны труда.

3.1.9. Знать и соблюдать настоящую должностную инструкцию, локальные нормативные акты учреждения, регламентирующие его трудовую деятельность.

3.1.10. Осуществлять сбор данных о социальной карте москвича (СКМ), социальной карте жителя Московской области (СКМО), универсальной электронной карте (УЭК) или льготном билете для учащихся в случае их использования для оплаты проезда в транспорте общего пользования лицами, не являющимися держателями соответствующих социальных карт, или в случае их использования владельцем для обеспечения проезда иного лица с использованием переносного устройства контролёра.

3.2. Специалисту (контролёру) Отдела запрещается:

3.2.3. Выполнять должностные обязанности в нерабочее время, в том числе во время отпуска и при временной нетрудоспособности.

4.1.3. Требовать от пассажиров, находящихся в салоне транспортного средства, предъявления для проверки проездного документа.

4.1.4. Требовать от правонарушителя предъявления документа, удостоверяющего личность, для составления протокола об административном правонарушении и (или) вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

4.1.5. Составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, выносить постановления по делам об административных правонарушениях, в том числе в порядке, установленном статьей 28.6 КоАП РФ в пределах своей компетенции.

4.1.6. Требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения действующих правил пользования наземным городским пассажирским транспортом, в пределах своей компетенции.

4.1.8. Осуществлять сбор данных о социальной карте москвича (СКМ), социальной карте жителя Московской области (СКМО), универсальной электронной карте (УЭК) или льготном билете для учащихся в случае их использования для оплаты проезда в транспорте общего пользования лицами, не являющимися держателями соответствующих социальных карт, или в случае их использования владельцем для обеспечения проезда иного лица.

Выдержки из должностной инструкции специалиста (контролёра) отдела контроля правил пользования московским метрополитеном и московской монорельсовой транспортной системой Государственного казённого учреждения города Москвы «Организатор перевозок»

2. Функции специалиста (контролера)

2.1. Основными функциями специалиста (контролера) являются:

2.1.1. Контроль за соблюдением правил пользования Московским метрополитеном (далее – метрополитен) и Московской монорельсовой транспортной системой (далее – ММТС).

2.1.2. Непосредственное выявление административных правонарушений, возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.

2.1.3. Рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями 2.1, 2.2 статьи 10.9 КоАП города Москвы.

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист (контролер) обязан:

3.1.1. При исполнении должностных обязанностей по осуществлению контроля правил пользования метрополитеном и ММТС быть одетым в форменную одежду, утвержденную приказом руководителя учреждения.

3.1.2. При исполнении должностных обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением правил пользования метрополитеном и ММТС представляться при обращении к пассажиру, сообщать причину обращения, иметь при себе и предъявлять по требованию пассажира в развернутом виде удостоверение контролера на транспорте.

3.1.3. Проявлять тактичность, деликатность и выдержку в общении с пассажирами, сочетая эти качества с требовательностью.

3.1.4. Возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, в полном объеме выполнять обязанности лиц, наделенных правом возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. В установленном порядке осуществлять хранение, направление и передачу материалов дел.

3.1.7. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены, установленные в Учреждении, строго выполнять требования локальных нормативных актов Учреждения.

3.1.9. Осуществлять сбор данных о социальной карте москвича (СКМ), социальной карте жителя Московской области (СКМО), универсальной электронной карте (УЭК) или льготном билете для учащихся в случае их использования для оплаты проезда в транспорте общего пользования лицами, не являющимися держателями соответствующих социальных карт, или в случае их использования владельцем для обеспечения проезда иного лица с использованием переносного устройства контролёра.

3.2. Специалисту (контролёру) запрещается:

3.2.1. Находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического (токсического) опьянения.

3.2.2. Брать в залог у пассажиров, допускающих нарушения Правил пользования городским транспортом деньги, документы, личные вещи и другие ценности.

3.2.3. Покидать пределы станции метрополитена или ММТС, указанной в задании (за исключением перерыва на обед).

3.2.4. Выполнять должностные обязанности в нерабочее время, в том числе во время отпуска и при временной нетрудоспособности.

3.3. Знать и соблюдать настоящую должностную инструкцию, локальные нормативные акты учреждения, регламентирующие его трудовую деятельность.

4. Права специалиста (контролера)

4.1. Специалист (контролер) имеет право:

4.1.1. Запрашивать и получать от руководства отдела информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4.1.2. Требовать от пассажиров, проходящих через АКПП предъявления для проверки проездного документа.

4.1.3. Требовать от правонарушителя предъявления документа, удостоверяющего личность, для составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

4.1.4. Составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить постановления по делам об административных правонарушениях, в том числе в порядке, установленном статьей 28.6 КоАП РФ в пределах своей компетенции.

4.1.5. Осуществлять сбор данных о социальной карте москвича (СКМ), социальной карте жителя Московской области (СКМО), универсальной электронной карте (УЭК) или льготном билете для учащихся в случае их использования для оплаты проезда в транспорте общего пользования лицами, не являющимися держателями соответствующих социальных карт, или в случае их использования владельцем для обеспечения проезда иного лица.

В настоящее время в наземном общественном транспорте Москвы (ГУП Мосгортранс) есть 2 типа контролеров.

1 тип – контролер Мосгортранса (иногда их еще называют – контролеры МГТ). Является официальным работником конкретно автобусного или троллейбусного парка, или трамвайного депо. Работать может на маршрутах своего парка или депо, или соседних маршрутах в округе. Проверять билеты имеет право только в форменной одежде. Их легко опознать по нашивке с логотипом Мосгортранса на плече. Нашивка обязательна. Если её нет на положенном месте – это нарушение, и пассажир такому контролеру ничего не обязан.

Помимо формы, такой контролер обязан представиться и предъявить свое удостоверение по первому требованию пассажира, согласно его должностной инструкции:

«3.Обязанности контролера: 3.7. Предъявлять, для визуального ознакомления, без передачи в руки пассажира, служебное удостоверение по первому требованию пассажира, называть свою фамилию».

Полный текст должностной инструкции контролеров Мосгортранса Вы можете изучить на официальном сайте Мосгортранса по ссылке: http://www.mosgortrans.ru. Причем абсолютно не важно, хочет ли контролер в данный момент проверить лично Ваш билет, или нет. Если он в данный момент находится при исполнении обязанностей (проверяет билеты), то любой пассажир может подойти и спросить у него удостоверение. Даже если лично у него контролер билет посмотреть не хочет.

Права контролеров Мосгортранса. В первую очередь, разумеется, они проверяют билеты. Если у него все в порядке с формой и документами (по желанию пассажира на них взглянуть) – тогда ему пассажир обязан предъявить свой билет. Если же билета нет, его следующий законный шаг – вежливо попросить пассажира пробить билет (если билет уже есть, но просто не пробит в валидаторе). Если билета нет – купить билет у водителя или у него самого (выбор того, у кого купить билет – остается за пассажиром): «3.Обязанности контролера: 3.13. В тактичной форме обязать лицо, допустившее нарушение, оплатить свой проезд или провоз ручной клади (багажа) путём погашения через устройство контроля и погашения билетов (УКПБ) в транспортном средстве; в зоне посадочного терминала и (или) транспортно-пересадочного узла, имеющихся у пассажира в наличии проездных документов. В случае их отсутствия приобрести у контролёра (водителя) посадочный талон и погасить его через УКПБ». Рекомендуем принципиально покупать билет у водителя. За реализацию билетов идёт надбавка к зарплате. Водитель Вас хотя бы везет, выполняет нужную работу. А контролер не сделал Вам ничего хорошего. Лучше уж пусть водитель получит надбавку.

Если пассажир отказывается это сделать – то такой контролер имеет право потребовать выйти из салона на ближайшей остановке: «3.15. В случае отказа оплатить проезд и (или) провоз багажа (ручной клади), лицом, нарушившим Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в горо­де Москве, потребовать покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте». Разумеется, они это могут только требовать (на словах), и ничего более того. Они не имеют права (но иногда позволяют себе в нарушение) пытаться выталкивать или вытаскивать пассажира силой; они не могут задерживать автобус, требуя водителя не ехать и пугать зайца, обвиняя его в задержке всех остальных (что бы остальные пассажиры психологически давили на зайца). В таком случае отказа пассажира выходить, они могут только вызвать полицию и сообщить о факте безбилетного проезда в настоящий момент. Но, без права задерживать автобус или пассажира (в салоне или на остановке) до приезда этой полиции. И дело полиции будет вовремя перехватить этот автобус, пока заяц в нём ещё едет. Ведь сам контролер то никакими серьезными полномочиями по удержанию пассажиров силой не обладает (даже не знает, как выглядит протокол задержания), и не вправе удерживать тех, кто хочет уйти:

3.Обязанности контролера: 3.16. В случае отказа пассажира покинуть салон транспортного средства и отказа оплатить проезд вызвать наряд полиции для составления протокола об административном правонарушении.

6. Контролёру пассажирского транспорта категорически запрещено: 6.4. При осуществлении контроля изменять график движения автобусов, троллейбусов, трамваев.

Помимо вышесказанного, контролеры Мосгортранса еще могут изъять у пассажиров чужие льготные билеты (социальные карты Москвича, студента и т.п.), если таковую пассажир сам (добровольно) наивно предъявляет как свой билет за проезд: 3.Обязанности контролера: 3.14. Изъять у пассажиров, предъявивших контролёру во время проведения проверки по правильности оплаты проезда нелегитимные (поддельные) проездные документы, в том числе неправомерно используемые социальные карты москвичей (СКМ), или социальные карты жителей Московской области, а также студенческие проездные билеты, не принадлежащие лицам, их предъявившим для подтверждения факта оплаты проезда . А если пассажир вовремя заметил контролера и отказывается предъявить социальную карту, по которой даже на самом деле может быть прошел «я заяц, билета нет совсем» - ни о каком изъятии не может быть и речи, даже если контролер видел, как пассажир приложил что-то к турникету, а не подлез под него, например. Доказательств того, что у пассажира в кармане чужая карта – нет абсолютно никаких, даже если пассажир говорит, что билета нет, а минуту назад прикладывал к валидатору неизвестный тип билета. Контролер никто, и проводить досмотр, обыск и другие подобные манипуляции права не имеет никакого. Да, со стороны контролера могут быть попытки развода, запугивания полицией, блокировкой карты и т.д. Но, это всё нарушения, а пока что мы рассматриваем то, какими должны быть действия контролера исключительно по правилам. В данном случае (прошел пассажир по карте, а сказал, что билета нет совсем) – контролер может лишь вежливо просить купить билет, и не более того. Что у пассажира в карманах – его не касается.

К штрафам контролеры Мосгортранса не имеют никакого отношения. Штраф может выписать только второй тип контролера. Первый тип (Мосгортранс) могут работать как сами по себе, так и совместно со 2 типом.

2 тип – контролер ГКУ «Организатор перевозок» (в народе – ГКУшник). Те самые контролеры, которые появились при Собянине. Являются официальными работниками Департамента транспорта Москвы. Сразу уточню – бояться тут совершенно нечего. У них тоже есть своя форма, только в которой они имеют права проверять билеты (http://orgp.mos.ru). Тип куртки (кофты, пиджака) может отличаться в зависимости от погоды. В холодное время это целиком синяя куртка. Осенью и весной может быть синий пиджак. Летом – белая кофта или голубая рубашка. Но, важнее всего (приметней всего) их выдают другие обязательные отличительные признаки. Первый – это красный шеврон «контроль на транспорте», который должен висеть на левом плече. И значок с индивидуальным номером, который носится в районе груди. Значок должен висеть, полностью открыто (как на картинке), на самой верхней одежде, ничем не прикрыт, не спрятан и т.д. У стажеров не предусмотрено как таковой форменной одежды. У них обязателен яркий желтый жилет сверху на гражданской одежде. Шеврон и значок на жилете -так же обязательны. И вот если чего-либо из этого нет (шеврона, значка, жилета) – это нарушение, и пассажир ему ничего не обязан:

Естественно, эти контролеры так же обязаны предъявить своё удостоверение по первому требованию пассажира.

Права контролеров ГКУ . В первую очередь, разумеется, они тоже проверяют билеты. Если у него всё в порядке с формой и документами (по желанию пассажира на них взглянуть) – тогда ему пассажир обязан предъявить свой билет. А вот если билета нет – его действия отличаются от контролёра Мосгортранса. В таком случае он должен попросить паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность) для выписки штрафа. Ну и, пожалуй, на этом и его полномочия закончились. Ведь обязанности предъявлять паспорт, или другие подобные документы какому-то контролеру у пассажира нет! Да, он тоже может вызывать полицию и сообщить о факте безбилетного проезда и отказе предъявить паспорт. И всё. Он так же, как и контролер Мосгортранса – не имеет права препятствовать силой уходу пассажира (127 УК РФ незаконное лишение свободы) или иначе удерживать до приезда этой полиции. Контролеры ГКУ – тоже никто, и бояться их не надо. И забудьте то, что видели о них по телевизору. Всё это бред. Лучше покатайтесь специально побольше, понаблюдайте за ними. Увидите, как часто они работают, спрятав значок (что бы пассажир их вовремя не заметил). Как часто они запугивают народ различными санкциями, пользуясь неграмотностью пассажиров. Противно видеть статистику на их сайте, что штрафы выписываются десятками ежедневно. Народ, у Вас совсем, что ли, нет ни капли самоуважения, что бы давать им паспорта и просто так получать штраф, когда можно просто уйти? У Вас атрофировалось чувство взаимопомощи, что Вы совсем не помогаете другим, кого они разводят их при Вас? Да они вообще никто, нет ничего сложного в том, что бы помочь другому пассажиру уйти, подсказать про право не давать паспорт. И всё, вся рентабельность этих контролеров моментально исчезнет. Не надо быть овощами. Серьезных полномочий у них нет совсем. Они не полиция и не другая силовая структура. Вся «сила» и окупаемость (выписанные штрафы) этих контролеров основана только на массовой неграмотности со стороны пассажиров, что никто никому не помогает и не мешает им разводить. А помогай Вы все (пассажиры) друг другу – контролёры ничего не смогут сделать. Да, это значит, что исключительно по закону они могут выписать штраф всего в 2 случаях:

1.Если пассажира вдруг начала мучить совесть за то, что он проехал без билета, и сам добровольно соглашается на штраф (признает свою вину), и предъявляет паспорт (когда четко знает, что этого можно и не делать, что можно просто взять, и уйти). Но, это может быть исключительно на добровольной основе! Закона, обязывающего пассажира предъявлять паспорт какому-то контролеру - просто нет! Нет никакого закона, разрешающего контролеру удерживать пассажиров в салоне или на остановке в случае отказа предъявлять паспорт. Всё остальное – это запугивание (развод) со стороны контролеров или превышение своих полномочий.

2.Если у контролеров проводится совместный рейд с сотрудниками полиции, которые ходят вместе с ними. И тогда сотрудник полиции уже может доставить в отделение, где уже установят Ваши данные и выпишут штраф. Но, такие совместные рейды – дело единичное. Можно кататься 3 года каждый день и встретить такую бригаду всего 1-2 раза. Но, если уж такое случилось – от поездки в отделение нет ничего страшного. Если уж штрафа не избежать, то лучше проехать туда, что бы контролеры (которые поедут тоже) – потратили много своего времени, и упустили несколько десятков потенциальных зайцев. Умение получать моральную компенсацию не за счет прибыли себе, а за счет минуса контролерам и плюса сразу нескольким другим пассажирам (которые не попали на штраф) – очень грамотная позиция уважающего себя идейного ненавистника контролеров.

А во всём остальном – это просто наглая гопота в форме, которую боится народ, зомбированный после просмотра выпусков новостей о них. А на деле – у них нет серьёзных полномочий и бояться их не надо. А в сочетании с полезными советами пассажирам (увидите дальше) – сможете чувствовать себя вообще уверенно и научитесь грамотно защищать от них себя или других пассажиров. Да настанет комфортный проезд без беспредела контролеров!