Другое название новороссийской бухты. Трагические события в цемесской бухте. Цемесская бухта: прогулка по достопримечательностям

    Географическая энциклопедия

    - (Новороссийская бухта) в северной части побережья Черного м., у берегов России. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, глубина 21 27 м. Город и порт Новороссийск … Большой Энциклопедический словарь

    - (Новороссийская I бухта), в северной части побережья Чёрного моря. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, глубина 21 27 м. Город и порт Новороссийск. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    - (Новороссийская бухта), в северной части побережья Чёрного моря, у берегов России. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, глубина 21 27 м. Город и порт Новороссийск. * * * ЦЕМЕССКАЯ БУХТА ЦЕМЕССКАЯ БУХТА (Новороссийская бухта), в северной части… … Энциклопедический словарь

    Цемесская бухта - Sp Cemèso įlanka Ap Цемесская бухта/Tsemesskaya Bukhta Sp Novorosijsko įlanka Ap Новоросийская вухта L Juodojoje j., RF Krasnodaro kr … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

    Новороссийская бухта, бухта Чёрного моря у северной части Кавказского побережья. Образована Суджукской косой и мысом Дооб. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, в средней части 4,6 км. Глубина 21 27 м. Берега на Ю. З. низменные, на С. В.… … Большая советская энциклопедия

    Цемесская бухта - Новороссийская бухта, Черное море; Краснодарский край. Название по впадающей в бухту р. Цемес; часто называется также по расположенному в бухте городу порту Новороссийск. Гидроним Цемес черкес, вшивый лес, что могло означать обилие каких либо… … Топонимический словарь

Цемесская бухта (Новороссийск) находится в северной части Черноморского побережья. В состав России она вошла в 1829 году в результате очередной войны с турками. В середине 80-х прошлого века здесь произошло столкновение, унесшее более четырехсот человеческих жизней.

Географическое положение

Название получила от реки, которая берет свое начало на склоне горы Гудзева. Имеется еще один однокоренной топоним - Цемесская роща. У западной части бухты расположился Абрауский полуостров. Справа находится Маркотхский хребет. Длина береговой линии Цемесской бухты составляет 15 км. Ширина - 9 км. С северо-запада от бухты находится остров Суджук, а с юго-востока Дооб. Средняя глубина Цемесской бухты составляет 24 метра. Максимальная - 29 метров.

Туризм

Отдыхающие, которые предпочитают добираться до побережья Черного моря на собственном автомобиле, хотя бы раз проезжали мимо Цемесской бухты. Она находится совсем рядом с Геленджиком и Кабардинкой, расположенной в нескольких километрах от города-курорта. Пляжи Цемесской бухты понравятся не каждому. Здесь почти нет инфраструктуры, малолюдно. Однако места живописные, что подтверждают фото Цемесской бухты, которые можно видеть в этой статье.

Затопление кораблей

В Новороссийске и его окрестностях происходило немало важных исторических событий. Одно из них - уничтожение флота (1918 год). Тогда между советским правительством и Германией был заключён договор, согласно которому корабли Черноморского флота нужно было передать противнику. Тихменевым был получен приказ направить суда в Севастополь, где они и перейдут немецким войскам. Одновременно поступил секретный приказ об их затоплении.

Тихменев долго размышлял. В конечном счете решил привести корабли в Севастополь. Многие офицеры не согласились с ним. 18 июня с помощью торпед почти все судна были уничтожены. Спустя два года в Цемесской бухте начался подъём затопленных кораблей. Некоторые из них даже удалось восстановить, например, "Калиакрию".

"Адмирал Нахимов"

31 августа 1986 года разыгралась трагедия. Погибло 423 человека. В Цемесской бухте, в 13 км от Новороссийска, произошло столкновение парохода "Адмирал Нахимов" и грузового судна "Пётр Васёв".

Стоит немного рассказать о пассажирском судне, на которое попасть до 1986 года мечтал едва ли не каждый советский человек. "Адмирал Нахимов" был построен в 20-е. Тогда он принадлежал немцам и имел другое название - "Берлин". Судно выполняло трансатлантические рейсы между Нью-Йорком и Бремерхафеном. Во время Второй мировой войны использовалось в качестве госпитального. В 1945 году, в результате ряда событий, корабль достался советскому флоту.

"Адмирал Нахимов" был самым большим пассажирским судном в СССР из тех, что совершали круизы по Черноморью. Иногда он осуществлял грузоперевозки в Саудовскую Аравию, Алжир и на Кубу. В конце семидесятых появилась традиция: капитаном "Нахимова" назначали, как правило, того, кто провинился на международном рейсе. Судно стали именовать "кораблем штрафников".

29 августа вышел из Одессы в семидневный круиз. Предполагались заходы в Сочи, Батуми, Ялту, Новороссийск. Пассажиры инструктаж и шлюпочных учений не проходили. 31 августа в два часа дня судно пришвартовалось в Новороссийском порту. В 22:00 пароход должен был отплыть согласно расписанию. Однако отправился "Адмирал Нахимов" с десятиминутным опозданием.

Море было спокойным, погода ясной. Большая часть пассажиров находилась на палубе. В 22:38 в Цемесскую бухту зашёл "Пётр Васёв", возвращавшийся из Канады. Капитан сухогруза, как позже на суде утверждали его коллеги, имел слабость к "красивым" расхождениям, то есть на расстоянии 100-180 метров. Это послужило основной причиной катастрофы.

В 11 часов вечера два судна столкнулись. "Пётр Васёв" врезался в правый борт "Адмирала Нахимова". Пароход дважды содрогнулся, в результате чего многие пассажиры не смогли удержаться на ногах. Однако даже те, кто видел приближение сухогруза, не осознали приближающуюся катастрофу.

Капитан пытался посадить судно на мель, но произошло включение электричества. На палубе, которая в считанные минуты накренилась на 45 градусов, началась паника, типичная для подобных ситуаций.

В спасении пассажиров "Адмирала Нахимова" были задействованы курсанты мореходного училища. Экипажу сухогруза удалось взять на борт 37 пассажиров "Адмирала Нахимова". Катастрофически не хватало плотов. Пароход затонул за 8 минут. Погибло 423 человека. "Адмирал Нахимов" вместе с телами 64 пассажиров, которые так и не удалось поднять на поверхность, и сегодня находится на дне моря.

Или Новороссийская, расположена в северной части российского побережья Черного моря и получила свое название благодаря впадающей в нее реке Цемес. В ее северо-западной части располагается город Новороссийск, а в восточной — село Кабардинка.

Цемесская бухта имеет печальную историю. Так, 18 июня 1918 года в ней по приказу Ленина были затоплены суда Черноморского флота вместе с экипажами. Моряки предпочли погибнуть в пучине, чем сдаться в плен.

Вторая черная дата — 31 августа 1986 года, когда при входе в бухту пароход «Адмирал Нахимов» столкнулся с балкером «Петр Васев» и затонул.

Моряки считают Цемесскую бухту своеобразным Бермудским треугольником. Дурная слава о ней живет в народе уже на протяжении многих лет.

Еще турки, жившие когда-то в крепости Суджук-Кале, рассказывали о таинственной бухте, имеющей форму подковы. С ужасом они говорили, что в этой бухте по непонятной причине тонули лодки, будто кто-то утаскивал их на дно. Немало погибало здесь и людей, многие из которых были искусными пловцами.

В ходе Второй мировой войны в Цемесской бухте затонуло несколько десятков различных судов, а некоторые из них до сих пор не найдены.

В настоящее время все дно бухты усеяно обломками множества кораблей. Благодаря этому аномальная зона является настоящей Меккой для дайверов, которые поднимают со дна многочисленные артефакты, в том числе старинные монеты и амфоры. Тем удивительней факт, что никому до сих пор не удалось обнаружить некоторые суда, затонувшие в бухте в XX веке, хотя имеются точные координаты мест их гибели.

Конечно, самой страшной катастрофой стало крушение парохода «Адмирал Нахимов». Он прибыл в порт Новороссийска 31 августа 1986 года из Ялты и должен был оставаться здесь до вечера.

В 22:00, точно по расписанию, лайнер отшвартовался и буксиры отвели его от причала. На выходе из Цемесской бухты пароход внезапно столкнулся с гигантским сухогрузом и затонул за 8 минут. На его борту на тот момент находились 1243 человека, 423 из которых утонули.

Адекватного объяснения произошедшему нет до сих пор. Оба капитана были опытными моряками, а столкновение произошло в практически пустой акватории. Существует версия, что приборы сухогруза отмечали наличие в бухте еще ОДНОГО судна и не распознали лайнер «Адмирал Нахимов».

При проведении спасательных работ в бухте утонули два опытных водолаза, которым, по официальной версии, не хватило воздуха. Другие же подводники, исследовавшие затонувшее судно, постоянно становились жертвами панических атак.

Все это привело к тому, что работы по подъему парохода в скором времени прекратили, и «Адмирал Нахимов» до сих пор покоится на глубине 47 м со спиленными трубами и мачтами, накрытый специальными резиновыми чехлами.

В народе же ходит легенда о проклятии адмирала Нахимова, которое и стало причиной крушения лайнера.

Так, адмирал П. С. Нахимов принимал участие в обороне Севастополя и приказал затопить корабли на входе в Цемесскую бухту, чтобы преградить путь врагам. По преданию, с тех пор все корабли, названные в честь славного адмирала, терпят крушение при входе в эту бухту.

Однако Цемесская бухта известна и другими аномалиями. Здесь нередко останавливаются часы. По свидетельству моряков, происходит это сразу у всех членов экипажа. Часто выходят из строя различные приборы. Обычно при выходе из акватории часы и аппаратура вновь начинают исправно работать.

В начале XX века жители окрестностей Цемесской бухты стали свидетелями страшных аварий, которые происходили с пугающей периодичностью, практически в одном и том же месте.

На глади самой бухты нередко наблюдаются огромные круги, в которых вращается вода.

Относительно недавно на глубине бухты проводились работы по обследованию коллекторов очистительных сооружений. К участию в них привлекались водолазы, которым пришлось работать на глубине более 45 м. Однажды один из них приготовился к всплытию, поскольку воздух у него в баллонах заканчивался. К своему ужасу он обнаружил, что что-то удерживает его на глубине и даже тянет вниз. Лишь благодаря нечеловеческим усилиям подводнику удалось подняться на поверхность, но больше на работу в бухту он не вышел.

В недавнем прошлом было зафиксировано еще одно странное происшествие. Во время погрузочных работ одновременно четверым сотрудникам порта стало плохо с сердцем. В итоге один из них умер, а причину случившемуся медики так и не нашли.

Ученые объясняют происходящее в Цемесской бухте наличием в этой области магнитной аномалии, действие которой непостоянно и зависит от множества факторов.


Но начнем не с этого. Бухта так названа в честь реки Цемесс, впадающей в море. Река небольшая, оттого еще интереснее почему именно так названа самая важная гавань страны. Бухта, расположенная у , формирует здесь самый большой порт России. В сушу врезается на 9 км, максимальная глубина - 27 метров. С одной стороны вход в бухту - это Суджукская коса, с другой - . Но учитывая многочисленные банки (мели) на дне и массу обломков затонувших кораблей, вход в гавань представляет собой определенные сложности, потому-то маленькие буксиры стараются в Новороссийске больше обычного. Опасное место в общем. Наверное, именно поэтому корабли на рейде в ожидании команды входа в портовую часть бухты стоят чуть ли не у Дивноморского

Бытует миф, что еще в античности здесь даже в хорошую погоду мог затонуть самый стабильный корабль безо всяких на то причин. Или пловец, хорошо подготовленный. В средневековой истории в тот момент когда вместо Новороссийска здесь была крепость Суджук-Кале (Турция), с кораблями просиходило ровно то же самое, что и у древних греков.

В новейшей истории самая печальная гибель судна произошла в

Вид в сторону Кабардинки. Вообще, если вы хотите взглянуть на Новороссийск со стороны и рассмотреть бухту, то это можно без труда совершить, отправившись на Масса смотровых площадок специально создана для этого

Военную часть флота сейчас перенесли в Севастополь, оставив Новороссийск "довольствоваться" торговыми отношениями

Корабли здесь со всего мира

Дальняя гора - это и есть мыс Дооб и поселок Кабардинка

В интернете вы можете найти великое множество мифов и легенд вокруг бухты. Ученые обьъясняют стабильно повторяющиеся катастрофы магнитными волнениями, а кто-то называет Цемесскую бухту вторым Бермудским треугольником.

Кстати, у многих находящихся в море в этих местах останавливаются часы. У некоторых они начинают затем идти вновь, а у некоторых нет

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Новороссийск называют южными вратами России. Это мощный современный промышленный город, огромный порт, база кораблей Черноморского флота Российской Федерации. Это и славное прошлое, о чем напоминают величественные памятники времен Революции и Великой отечественной войны, это «Малая земля».

Свое знакомство с Новороссийском мы решили начать с его портовой части — прогуляться по набережной, увидеть знаменитый крейсер «Михаил Кутузов». И что может быть лучше морской прогулки! О ней — мой сегодняшний рассказ.

Выйдя на набережную, мы увидели у причала прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»*, который через несколько минут собирался отчаливать на полуторачасовую прогулку. Голос из динамика созывал людей. Такая удача! И вскоре мы уже любовались красотами огромной Цемесской (Новороссийской) бухты.

* Владимир Шапурко (1936-2009) — инженер, всю жизнь посвятивший судам Новороссийского пароходства, работал в Новороссийской инспекции Регистра СССР. Осуществлял надзор за постройкой и ремонтом российских судов. Неоднократно бывал за рубежом для выполнения особо ответственных заданий. С 1994 года — заместитель начальника инспекции. Участвовал в расследовании причин гибели пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Награжден многочисленными медалями и грамотами, его имя занесено на Доску Почета Главного управления Регистра.

Прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»

Погода по дороге из в Новороссийск нас не радовала. С гор сползали тяжелые тучи, предвещавшие бурю. Однако потом все удивительным образом рассосалось, и мы увидели всю красоту Цемесской бухты, Маркотхского хребта, Новороссийского порта.

Проклятие Цемесской бухты?

Как прочитала потом, непроста и зловеща Цемесская бухта бухта. Много кораблей погибло здесь, некоторые из них — по неизвестной причине. Вспомнить хотя бы трагедию пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года, когда при столкновении с сухогрузом море унесло жизни 423 человек. А еще раньше, в 1918 году по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот — во избежание сдачи немцам. Скорбная фигура матроса — возвышается на горном откосе около трассы М-4 «Дон». В годы Великой отечественной войны здесь погибло несколько десятков кораблей, некоторые из которых не найдены до сих пор. И еще немало других трагедий — гибели судов, людей.

А может и нет никакого проклятья этой бухты? Может дело в неистовой новороссийской боре, бушующей здесь осенью и зимой?

Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия темных и безлесных гор, Новороссийского укрепления.
Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе.
Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несет ее ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свертывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов. — Константин Паустовский, «Черное море»

Или в том, что здесь самое интенсивное на Черном море движение морских судов? Ведь глубина Цемесской бухты в среднем около 21-27 метров, что позволяет входить сюда океанским кораблям и судам любого типа.

Как бы то ни было, но в тот день эта бухта в форме подковы предстала передо мной величественной и спокойной. Российские и иностранные суда стояли на рейде. В порту кипели работы. Чуть поодаль виднелись военные корабли Черноморского флота России — даже после возвращения Крыма в Новороссийске остается немало наших кораблей.

Перевалочный комплекс и нефтебаза «Шесхарис»

Буксир «Адмирал Серебряков»

Некоторые горы изрыты карьерами. Здесь добывают мергель — осадочную горную породу, сырье для высококлассного цемента.

Корабли на рейде в Цемесской бухте

Вдали, на горном хребте, там где Андреевский перевал, виднеется полуразрушенная башня — недостроенный ресторан «Семь ветров». Оттуда открывается великолепный вид на окрестности.

С юго-востока Цемесская бухта ограничена мысом Дооб, рядом с которым расположена Кабардинка — популярный курорт.

Увы, через какое-то время наш теплоход развернулся — пришла пора возвращаться в порт Новороссийска.

Панорама Цемесской бухты в сторону Новороссийска

Величественно смотрится мемориал «Малая земля», место 225-дневных ожесточенных боев в годы Великой отечественной войны. О нем рассказ еще впереди.

Мемориал «Малая земля»

Карьер «Новоросцемента» — добыча мергеля

Вновь проходим мимо военно-морской базы Черноморского флота России. Рассматриваем грозные корабли. Слева на фотографии — новейший малый ракетный корабль проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Зеленый дол», проходящий ходовые и государственные испытания.

Портовые сооружения и суда

Морской вокзал «Новороссийск»

Крейсер «Михаил Кутузов»

Вот такая морская прогулка по Цемесской бухте получилась у нас. Обещанных дельфинов мы не видели. Но и других впечатлений хватило! Может, конечно, и есть проклятие Цемесской бухты, которое губит корабли, но в тот солнечный день она показалась мне очень дружелюбной.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.