Поворотный маяк (Приморье). Японское море, маяк "поворотный"

Про маяк Поворотный, теперь свои фотографии хочу прокомментировать описанием, которое позаимствовал у Максима Каленника- оператора ГТРК «Владивосток», я надеюсь, что он не будет сильно ругаться на меня за это. :)
Итак, добро пожаловать на мыс Поворотный...
Это место находится на юго-востоке Приморья, с координатами 42°40′ с. ш. 133°02′ в. д. Здесь, на скалистом и обрывистом берегу высится одна из крайних географических точек южного Приморья- мыс Поворотный.. Здесь проходит граница восточного и южного берегов Приморья. Это знаковое место для всех экипажей кораблей. Мысу Поворотный моряки с надеждой говорят "До свидания..", когда уходят в дальние и долгие рейсы. Они же с радостью говорят ему "Здравствуй, родной..", когда возвращаются домой. Это входной и выходной мыс залива Петра Великого, залива, на берегах которого стоят главные порты Дальнего Востока...

Первое упоминание этих мест относится к 1787 году- именно тогда вдоль этих берегов пройдет флотилия Франсуа Де Лаперуза. В 1854 году мыс опишет экипаж русского корвета "Паллада". Спустя 9 лет здесь же пройдет пароход "Америка", экипаж которого откроет залив и даст ему название Америка, впоследствии переименованый в залив Находка. В течении следующего десятилетия в районе опасного для судоходства мыса проведут гидрографические исследования и в 1870 году на мысе впервые ставят военный пост- жилье для смотрителя поста и небольшой столб, на который после захода солнца вешался фонарь...


Непогода над мысом Поворотный

С каждый годом судов, проходящих в районе мыса из Николаевска-на-Амуре, Камчатки и обратно становилось всё больше. Опасный мыс требовал надежного постоянного навигационного ограждения. "Омаячить" мыс Поворотный планировалось в 1883 году. Но денег, как всегда, не хватало и стройка началась только в 1890-м. Годом ранее во Франции, производящей лучшее маячное оборудование, закажут все необходимое для нового маяка. К 1891 году все будет готово. Оборудование погрузят на судно и, совершив почти кругосветное путешествие маяк, в разобранном виде, прибудет на мыс Поворотный. Согласно историческим сведениям Гидрографической службы первый луч с башни маяка Поворотный стал виден 6 июля 1892 года...

Первая башня маяка была восьмигранной, высотой в 9 метров. При этом высота скального утеса 74 метра. Белый свет маяка был виден с расстояния в 23 морские мили. Вскоре здесь же, на маяке, построили отдельное здание для сирены. В октябре 1893 года она издала первый звук. Обслуживание сирены требовало больших трудозатрат. Пять кочегаров Сибирского флотского экипажа были вынужденны при помощи быков доставлять сюда по 500 ведер воды, которую доставляли из колодцев, вырытых в ближайшем овраге- подземных вод на скалистом мысу Поворотный не было. Поэтому в помощь сирене на маяке установили колокол и сигнальную пушку. Так и мучался обслуживающий персонал в течении 15 лет, пока паровую сирену не заменили на пневматическую в 1908 году...


На краю Земли.
Маяк пережил второе рождение после Гражданской войны и интервенции 20-х годов, когда была образована Дальневосточная республика. В те годы в Приморье правили все, у кого было влияние и поддержка военных. Войска Чехословакии, Франции, Канады, Великобритании, Японии и США оккупировали всю Дальневосточную республику. Власть с переменным успехом переходила от одних к другим, а то и вовсе к зарождающимся Советам. Ни тем ни другим было не до маяков, снабжение которых практически прекратилось. Не было ни продуктов ни топлива. Вдобавок к этому Дирекция маяков издала приказ об увольнении жен смотрителей маяков. Такая же ситуация возникла и на Поворотном. Начались скандалы, маячное оборудование стало разворовываться. Привычным делом стало отсутствие маячного света. Спустя год приказ по женам сморителей был отменен и в октябре 1918, после того как смотрителя маяка судили, набрали новый личный состав. Хотя это не спасло ситуацию. Гражданская война продолжалась. На маяке периодически происходили перестрелки в грабителями. Весной 1919 года на Поворотный прибыл вооруженный отряд большевиков. "Для защиты революции" у маячников были изъяты продукты и топливо и патроны с ружьями.
Постепенно личный состав маяка стал уходить отсюда...

После гражданской войны маячный городок на мысе Поворотный пережил несколько ремонтов. Иногда их приходилось делать после традиционных для здешних мест тайфунов. Места здесь открытые и ураганный ветер здесь- обычное дело.
Маяк Поворотный вписал свое имя и в историю Второй Мировой, когда вдоль этих берегов шли караваны с грузом ленд-лиза из США во Владивосток... Согласно сведениям Гидрографической службы после войны маяк прошел кардинальную модернизацию, как сейчас модно говорить. Старую 9-ти метровую башню нарастили до 12 метров. Однако при ближайшем осмотре маяка следов этой перестройки не заметно. Скорее наоборот- на месте осыпавшейся от постоянных ветров и соленой влажности штукатурки видна старая каменная кладка, не свойственная для советского периода. Дубовые двери давно заменили на металлические. Сохранилась оконная рама и клепанная винтовая лестница и поворотная станина. Там же, на маяке, сохранилось среднее помещение под названием "каюта", которая по прежнему обшита старым красным деревом с вмонтированными вытяжными иллюминаторами, которые когда-то способствовали лучшему горению первой для маяка Поворотный горелки.. Поэтому точных сведений о большой перестройке Поворотного маяка в 50-х годах нет и какой она была, эта перестройка, не известно..

Мыс Поворотный является знаковым не только для моряков. Помимо того, что он является входной восточной границей залива Петра Великого, он же служит климатическим баръером между двумя побережьями южного Приморья. Сюда несет свои воды вдоль восточных берегов холодное Приморское течение. Оно начинается в Татарском проливе и переносит воды холодного Охотского моря на юг к мысу Поворотный. Здесь оно разделяется на две ветки. Основная уходит в открытое Японское море на юг, а другая, минуя залив Петра Великого, устремляется к берегам Кореи. С юго-запада к мысу подходит ветка теплого Цусимского течения, основная ветвь которого проходит вдоль побережья Японии. Именно из-за этого климат на обоих побережьях Японского моря такой разный. Холодные и ветренные зимние дни в южном Приморье периодически сменяются резкими оттепелями- ветки обоих течений встречаются в районе мыса Поворотный и образуют постоянный водоворот против часовой стрелки. Именно из-за "вечного спора" этих двух течений климат на японских берегах острова Хонсю умеренно субтропический, в то время как на российских берегах Приморья он умеренно-холодный. Интересная деталь- лето на восточном побережье Приморья, граница которого проходит по мысу Поворотный, прохладнее чем на берегах к западу от мыса. Зимой же все наоборот- куда теплее на берегах от мыса Поворотный и далее на северо-восток, чем на западных, где находятся Находка и Владивосток. Хотя Находке все-таки повезло в этом больше- зима здесь все-равно теплее чем во Владике... Именно холодное Приморское течение приносит сильные летние туманы... Вся эта природная непсраведливость может измениться уже в ближайшее десятилетие, в зависимости от решения российских властей насчет соединения материка с Сахалином. В случае принятия проекта строительства насыпной дамбы совмещенной с небольшим мостовым переходом для прохода судов сила холодного Приморского течения уменьшится в несколько раз и компенсируется теплыми водами Цусимского...


Съмка очередного выпуска фильма "Управление светом"


Подглядывая на "кухню" телекомпании "Владивосток".


Очаровательная звезда ГТРК "Владивосток" -Татьяна Дубко

Спустя 120 лет со дня своего рождения, пережив все войны и неприятности маяк Поворотный продолжает нести свою вахту на одноименном мысе, что под Находкой...
Нынче на маяке работает семья Митяниных, во главе с начальником маяка Митяниным Сергеем Владимировичем..


Провожая Солнце.
Маяк был свиделетем крупных морских аварий. Летом 1941 года недалеко от мыса на советской мине подорвался краболов "Тунгус". Судно затонуло, унеся с собой 22 члена экипажа.
14 июня 1973 года подлодка К-56 шла вдоль этих берегов в сопровождении крейсера "Владивосток". Силы Тихоокеанского флота провели зачетные стрельбы в Японском море и возвращались домой. Многих членов экипажа ожидал долгожданный отпуск. Многие уже успели купить билеты на запад страны. Около часа ночи подлодка, идущая в надводном положении, подошла к мысу Поворотный. Двумя часами ранее с крейсера "Владивосток" заметили объект, шедший навстречу подлодке на которой была выключена система радиолокации- систему выключили так как она работала с предельной нагрузкой во время учений. Технический перерыв РЛС прекратился всего за несколько минут до рокового столкновения. На экране радара возникло сразу несколько объектов но времени для их идентификации и наведения справок об их курсах было потеряно. Ходовые огни "Академика Берга" заметили за две минуты до удара. Команда на полный задний ход не помогла и судно ударило субмарину в правый борт, проделав пробоину на стыке двух отсеков.

" А спустя мгновение во втором отсеке раздалась резкая команда командира БЧ-5 капитана 2-го ранга Леонида Пшеничного: «Задраить переборку!». Он же определил за пару минут до своей гибели по телефону совершенно правильные действия л/с БЧ-5 по аварии (заблокировать A3 (аварийную защиту) реактора - на это надо решиться!), иначе подводная лодка потеряла бы ход и борьба за живучесть была неэффективной. Ценою собственной жизни механик и 26 находившихся вместе с ним ребят, изолировав себя во втором аварийном отсеке, спасли подводную лодку, хотя сами толком и не успели понять, что же вообще произошло, и не знали, что происходит в эти секунды в других отсеках субмарины. Личный состав отсека погиб в результате отравления хлором из-за попадания морской воды в аккумуляторные батареи..."
Через пробоину вода стала поступать в 1 отсек. где за живучесть подлодки боролось 22 человека. Они смогли сохранить воздушную подушку благодаря чему субмарина осталась на плаву.

"Командир подводной лодки капитан 2 ранга Л. Хоменко принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. В первый и последний раз в своей жизни командир БЧ-1 капитан-лейтенант Ю. Михайлов подыскивал на карте место, где посадить лодку на мель, предпочтительней на песок. Это спасло подлодку и людей от гибели. С рассветом к аварийной субмарине подошли несколько буксиров и кораблей, спасатели. На следующий день прибывшие спасательные суда завели под «К-56» понтоны, лодку сняли с мели и отбуксировали в док.
Столкновение «Академика Берга» с «К-56» было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжелыми последствиями». Погибли 27 человек, из них 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. В столкновении был обвинен экипаж АПЛ и частично судна «Академик Берг», которое двигалось на выход из залива по входной линии фарватера. Действия командира «К-56» капитана 2 ранга Л. Хоменко по борьбе за спасение лодки были оценены как нестандартные и эффективные. Лодка была отбуксирована на базу на понтонах, восстановлена, продолжила службу до 1992 года"


Свидетельство о рождении маяка Поворотный.
Как только небесное светило уйдет за горизонт начинаются навигационные сумерки. Пройдет всего несколько минут и начнется еженочная привычная вахта ночного проводника. Свет опозновательного берегового маяка Поворотный на время станет путеводным для проходящих вдоль мыса кораблей- для одних свет Поворотного будет провожающим в дальнее плавание, для других он станет долгожданным домашним приветствием...


В кадре: журналист Татьяна Дубко, смотритель маяка Митянин Сергей Владимирович и ведущий оператор ГТРК "Владивосток"- Максим Каленник.

Сердце маяка- его линза. Её конструкция на Поворотном заметно отличается от других своими размерами- в полный человеческий рост. Она состоит из множества стеклянных концентрических колец в 70 мм толщиной, примыкающих к друг другу и закрепленных в медном каркасе. Лучи света проходя сквозь кольца, которые сделаны в виде призмы, преломляются и бьют на 22 морские мили с радиусом в 230 градусов.
Концентрические кольца призматической линзы регулярно моют спецсредствами.
6 секунд света, 2 секунды темноты. Полный цикл проходит всего за 8 секунд и повторяется вновь. И так всю ночь... до тех пор, пока лучи рассвета не появятся над горизонтом...


Греясь у живительного света маяка


Паспорт маяка Поворотный

"Мыс Поворотный (42°40" N, 133°02" Е) высокий, обрывистый и лишен растительности. На мысе возвышается скала, верхняя часть которой отделена от берега узкой неглубокой расщелиной. Скала эта приметна с W и Е. С близких расстояний с W вершина скалы имеет вид рога, загнутого в сторону моря. Днем в хорошую погоду мыс Поворотный легко опознается с Е с больших расстояний по горе Арсения, находящейся к N от мыса. Мыс окаймлен камнями, поэтому подходить к нему на расстояние менее 1,5 кбт не следует. Район затопления взрывчатых веществ (в другом источнике - затонувшее судно ) находится в 11 милях к S (другой источник - 7,7 миль ) от мыса Поворотный. Границы района показаны на картах. Маяк Поворотный установлен на мысе Поворотный в 1,5 кбт к NE от его оконечности...".

Чтобы не повторяться и не повторять того, что и так уже отлично написано - ссылки. От vladsv - замечательно описанная история маяка, причем, в двух частях, с разницей в пару-тройку лет, и . Всячески рекомендую. А далее - 13,5-минутное видео для конченных визуалов, которым хотелось бы всего того же, но в движении. Хорошо сделано.

Ну а я... что же я? А я добралась. Я была! И словами этого не описать. Никакими. И мне жаль, жаль, что я не могу передать, раздать, воплотить в физику для вас это впечатление, этот миг, когда уткнувшись в какие-то военные антенны и станции, уже почти плюнув и разочаровавшись в собственных силах, потому что вот-вот ливень, и машина на обратном мокром пути явно застрянет в этих непролазных ямах, которые разбили большие армейские уралы, я с горечью взобралась на пригорок, идущий вдоль дороги, и... "я нашлааааа!". Любила тогда весь мир, честное слово. А красоты там столько, столько...

В общем. Август, 2015. Виден мыс. Призрачно виден, туманно. Послештормовое.

В сопки, наверх. Дорога заканчивается тупиком, за которым какая-то военная безусловно-тайна.

А слева...

И потом ливень:)

Еще вернусь. Надо. И простите за примитивизм фотографий, которые никак не могут передать того, что я тогда видела.

P. S.: Когда-то, стоя на таком же, но другом конце света - на мысе Рока, - стояла над океаном и думала: "какая же невыносимая, невыразимая красота! Мощная, поглощающая, не которую делаешь ты - которая делает тебя. Португальцы были оберечены стать великими мореплавателями, потому что рядом с ними - эта красота. У них не было шансов... У нас такого нет". Есть! ЕСТЬ! У нас тоже есть! И тоже, так же - без шансов, оберечены, воспитаны невыносимой красотой, пусть хотя бы и с опозданием на века. Просто мы не знаем. И не умеем рассказать. Просто мы - Дальний Восток. Terra incognita, белое место даже в эпоху всесильного инета. Но мы есть.

(G) (Я) Координаты : 42°40′38″ с. ш. 133°02′33″ в. д.  /  42.67722° с. ш. 133.04250° в. д.  / 42.67722; 133.04250 (G) (Я) Акватория Тихий океан Страна Россия Россия Субъект Приморский край
Поворотный (мыс) Поворотный (мыс)

Вдоль Восточного побережья Приморского края несёт воды холодное Приморское течение .

Мыс Поворотный похож на знаменитый мыс Код , разница в температуре воды летом составляет до 6 °C - 11,7 °C и 17,5 °C соответственно (на мысе Код - разница 4,3 °C). Зимой же, наоборот, восточнее мыса воды теплее примерно на 3 °C.

У мыса расположена артиллерийская батарея № 110 Сучанского сектора береговой обороны, построена в 1939 году.

На мысе круглогодично действует одноимённый маяк , обслуживаемый персоналом, проживающим в небольшом посёлке при маяке. Посёлок входит в состав Находкинского городского округа .

Напишите отзыв о статье "Поворотный (мыс)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Поворотный (мыс)

Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
– Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
– Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.
– Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова.

Мыс Поворотный – входной мыс в залив Петра Великого, разделяющий восточное побережье Приморья от Южного Приморья. Мыс Поворотный высокий и обрывистый, практически лишен растительности. Мыс окаймлен подводными и надводными камнями, и судам не рекомендуется подходить к нему ближе 2-х кабельтовых. В 8 милях к югу от мыса лежит затонувшее судно.

История

В 1852-1854 годах вдоль мыса Поворотный проходил русский корвет «Паллада». В 1859 года пароход-корвет «Америка», открывший бухту Находка, также держал курс на мыс Поворотный. В дальнейшем гидрографические работы возле мыса велись на корветах «Калевала», «Новик» и шхуне «Восток». В 1870 году, по настоянию знаменитого гидрографа В.М.Бабкина, на мысе был организован Военный пост, включавший домик смотрителя и столб, на который с наступлением темноты вывешивался фонарь.

С развитием судоходства вдоль побережья Приморья становилась очевидной необходимость установки на мысе мощного стационарного маяка. В 1889 году техническая оснастка маяка была заказана французской компании «Барбер», которая изготовила ее в 1891 году. В 1894 году маяк в разобранном виде, совершив кругосветное плавание, был доставлен и установлен на мысу Поворотном.

Маяк

Маяк на мысе Поворотный является образцом военно-морской архитектуры второй половины 19 века. Здание маяка облицовано броневыми листами. Маяк построен в три яруса и самый мощный из них – первый. Стены здесь в полтора метра толщиной, рамы и двери - дубовые. На втором ярусе расположена каюта, к которой ведет клепаная винтовая лестница. Стены каюты декорированы красным деревом, а в ее центре находится мачта с памятной табличкой о строителях маяка. По периметру каюты расположены вытяжные иллюминаторы, способствующие более интенсивному горению горелки. На третьем ярусе маяка расположена 70 мм линза, свет от которой виден на расстоянии в 30 миль.

Венчает здание маяка купол, изготовленный в виде свечи и символизирующий небо.

В прошлом рядом с маяком находился колокол, издававший звуковые сигналы в туманную погоду. Сегодня этот старинный колокол находится в церкви села Владимиро-Александровское.

Дата съёмки 14.10.2009

Штатный номер маяка Поворотный по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - 530. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - М7572.

Маяк Поворотный сооружён в 1,5 кабельтова (278 метров) к северо-востоку от мыса Поворотный. Мыс Поворотный ограничивает с северо-востока залив Петра Великого, расположенный в северо-западной части Японского моря. Мыс Поворотный высокий, обрывистый и лишён растительности. С моря подходить к мысу ближе 2 кабельтовых (370 метров) не рекомендуется из-за окаймляющих мыс камней.

Название мыса Поворотный соответствует характеру изменения направления береговой черты у мыса с западного на северо-восточное.

Маяк установлен на высоте 58,5 метров над уровнем моря. Географические координаты маяка: широта 42 40.41 N, долгота 133 02.51 E.

Маяк Поворотный расположен на побережье Партизанского района Приморского края. До ближайшей станции Тихоокеанская Приморской железной дороги 1,5 км, до ближайшего посёлка Козьмино - 6 км.

Пресная вода в колодце на территории маячного городка.

Площадь земельного участка, отведённого для маяка Поворотный,- 4 га.

Маяк Поворотный предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к заливам Петра Великого и Находка (ранее Америка) и указания мыса Поворотный, занимающего выдающее положение.

Необходимость строительства маяка на мысе Поворотный была признана ещё в 1863 году, когда он был включён в число пяти первоочередных, первых на побережье Приморья, маяков. Но реальная подготовка началась только через 20 лет. В 1883 году была произведена топографическая съёмка и рекогносцировка места строительства маяка. В 1884…1889 годах осуществлялись разработка вариантов проекта маяка с целью удешевления строительства и его согласование с Главным гидрографическим управлением, Строительным отделением Морского технического комитета Морского министерства и главным командиром портов Восточного океана.

Строительство маяка началось летом 1890 года фирмой «Линдгольм и К0», выигравшей торги.

Съёмочная партия Отдельной съёмки Восточного океана под началом поручика Михельсона по распоряжению командира порта Владивосток была отправлена на частной шхуне «Сибирь» к мысу Поворотный для съёмки береговой черты от мыса Крылова - восточного входного мыса залива Находка (тогда - залива Америка) на восток на протяжении 1 мили (1,852 км) в сторону мыса Поворотный и выполнения шлюпочного промера на рифе. Эта работа была вызвана использованием судами бухточек у мыса Поворотный для выгрузки материалов для строительства маяка.

В это время во Владивостоке распространилась холера, которая была занесена и в среду строительных рабочих маяка. По распоряжению командира порта Владивосток ещё до окончания работ 21 августа съёмочная партия была снята шхуной «Алеут» и доставлена в бухту Разбойник для 6-дневного карантина, по окончании которого поручик Михельсон с командой были возвращены в промерную партию.

К осени 1891 года были построены каменная маячная башня высотой 4,5 метра без фонарного сооружения, жилой дом для смотрителя маяка и команды, здание служб и колодцы. После освидетельствования комиссией эти объекты были переданы впредь до полного приёма маяка и установки маячного аппарата в ведение особого караула от порта Владивосток.

Строительство маяка было завершено в июне 1892 года. На башне были установлены фонарное сооружением и маячный аппарат Френеля (катодиоптрический) 1 разряда. Башня была оштукатурена и окрашена в белый цвет, фонарное сооружение - в красный. Высота маяка от основания до верха дефлектора 13,29 м. Огонь маяка белый постоянный. Маяк освещал морской сектор от NO 480 через O, S и W до NW 300 или, как теперь принято, от 480 до 3300. Впоследствии сектор освещения маяка был уменьшен - от 82,50 до 307,50. Дальность видимости огня маяка - 24 мили (более 44 км).

Начало действия маяка - его регулярного освещения - с 6 июля 1892 года (по старому стилю, или 18 июля по новому стилю).

Башня маяка выложена из бутового камня, имеет 8-гранную призматическую форму и высоту 4,5 м без фонарного сооружения. Размер башни в плане - диаметр вписанной в 8-гранник окружности - 5,5 м. Внутри башни цилиндрическое помещение диаметром 3,35 м с винтовой чугунной лестницей шириной 80 см. Минимальная толщина стен башни - 1,07 м. Стены оштукатурены снаружи и внутри.

На башне установлено фонарное сооружение с 12-гранной остеклённой частью на цилиндрическом цоколе высотой 2,4 м, со сферическим куполом высотой 1,9 м и дефлектором высотой 0,82 м. Диаметр фонарного сооружения 3,8 м и его высота от основания до верха дефлектора 7,99 м. Остекление фонарного сооружения имеет высоту 2,87 м и состоит из 3-х ярусов полированных плоских штормовых стёкол шириной 712 мм, высотой соответственно 1060, 995 и 708 мм и толщиной 9 мм. Дефлектор предназначен для выпуска газов от горения керосина или ацетилена, а также предотвращения попадания внутрь фонарного сооружения осадков и влияния ветра на горение пламени горелки.

Светооптический аппарат и соответствующее ему фонарное сооружение были изготовлены фирмой «F Barbier Cie» в Париже (Франция). Они эксплуатируются на маяке до настоящего времени.

Катодиоптрическая система светооптического аппарата 1 разряда имеет диаметр 1840 мм и высоту 2 870 мм - ту же, что и остеклённая часть фонарного сооружения. Она представляет собой поясную линзу, состоящую из 17 диоптрических, 26 катодиоптрических элементов и 11 элементов рефлектора.

В аппарате в качестве источника света первоначально была установлена керосиновая горелка, которая впоследствии была заменена сначала на керосина-калильную, потом на ацетиленовую и в 1951 году на электролампу накаливания. Высота огня над уровнем моря 67 метров, над основанием башни - 8,34 метра.

Маяк освещается в течении всего года. В 1901 году, к примеру, маяк освещался в течении года 4 313 часов. Расход керосина за год - 305 пудов 26 фунтов (5 005,5 кг или 6257 литров), то есть в час 2 фунта и 79 золотников (1,160 кг или 1,45 литра).

Светооптический аппарат маяка с электролампой накаливания мощностью 2 квт и силой света 5 140 свечей концентрирует в рабочем направлении осевую силу света 853 125 свечей, что и обеспечивает дальность видимости огня маяка в ясную погоду до 30 миль.

При маяке было построено каменное здание для паровой сирены общей площадью 75 кв. м. К моменту открытия действия маяка сирена была готова к работе. Оставалось только установить приспособления для подачи к сирене угля и воды.

Паровая сирена в качестве средства туманной сигнализации начала действовать через год после освещения маяка с 29 октября 1893 года. Звуковой сигнал сирены высокого тона продолжительностью 6 секунд в течение 1 минуты с помощью поворотного резонатора распространялся в секторе 900 - в южном направлении по азимуту от 1350 до 2250. Дальность распространения звука сирены против ветра в 4 балла около 1 мили (менее 2 км), в перпендикулярном направлении - от 1,5 до 1,75 мили (от 2,8 км до 3,2 км).

Для работы сирены суточный расход воды был 500 вёдер (6 150 литров). Для подвоза воды работали 3 человека, 3 быка и использовались 3 телеги с бочками вместимостью 20 вёдер (246 литров) на каждой телеге.

К примеру, с 30 декабря 1893 года по 8 октября 1894 года за время действия сирены было израсходовано 5 834 пуда угля (95,6 тонны), по 24 пуда (393 кг) машинного масла и вазелинового масла.

Время работы сирены в течение года было различным. В 1901 году сирена работала 1 497 часов, в 1902 году - 698 часов, в 1903 году - 801 час.

В качестве резервных средств туманной сигнализации про маяке были установлены колокол высотой 60 см и весом 16 пудов 6 фунтов (265 кг) и пушка, которая производила выстрелы в ответ на туманные сигналы с судов с промежутками от 5 до 10 минут, смотря по отдалённости сигнала. Колокол предназначался для подачи звукового туманного сигнала при неисправной сирене.

Персонал маяка состоял из смотрителя маяка (первый смотритель маяка состоял на коронной - государственной - службе), 8 человек вольнонаёмной команды для несения дежурной маячной службы, 3 человек вольнонаёмных служителей для подвозки угля и воды к зданию сирены и 5 человек нижних чинов от Сибирского флотского экипажа - машинисты и кочегары при сирене. Всего персонал маяка составлял 17 человек. Позднее смотрителями маяка были лица, не имевшие чина. Весь персонал маяка размещался в каменном жилом доме общей площадью 244 кв. м.

Кладовые и другие вспомогательные помещения были размещены в каменном здании служб общей площадью 128 кв. м. Все здания были оштукатурены и окрашены в белый цвет.

В 1904 году из-за начавшейся русско-японской войны маяк и сирена не действовали. Но штатный персонал маяка сохранялся. На время военных действий с маяком было установлено телеграфное сообщение, которое сохранялось и в дальнейшем в мирное время. Смотритель обязан был передавать о всех приближающихся военных и коммерческих судах. По окончании военных действий маяк начал работать с 19 октября 1905 года.

В 1906 году техник Дирекции маяков и лоции Восточного океана Кириллов построил при маяке пороховой погреб.

В 1907 году при маяке была установлена сигнальная мачта для переговоров с проходящими судами по Международному своду сигналов.

В 1908 году паровая сирена была заменена пневматической, которая работала в 1909 году 993 часа, в 1913 году - 731 час, в 1914 году - 882 часа, в 1915 году - 1 246 часов и в 1916 году - 1 324 часа.

Это была сирена французской фирмы «Сотер-Гарле», выпущенная ещё в 1880 году. Сирена имела два керосиновых мотора той же фирмы мощностью по 10 л.с. при 240 оборотах в минуту. Расход топлива был 400 грамм на 1 л.с. в час, то есть мотор за час расходовал 4 кг или 5 литров керосина. Охлаждение моторов было водяное принудительное. Для производства сжатого воздуха был установлен один поршневой компрессор двойного действия производительностью 2,5 куб. метра в минуту при давлении 2,5 атм. и 55 оборотах в минуту. Привод от моторов к компрессору был ремённый. Звук высокого тона с частотой 835 гц создавался роторным аппаратом той же фирмы. Расход воздуха был 0,56 куб. метра в секунду. Звук излучался в течении 5 секунд через каждые 90 секунд в южном направлении. Угол излучения был 2490. С 1909 по1949 год, то есть за 40 лет сирена отработала 34 313 часов. В 1952 году в связи с полной выработкой ресурса и моральной устарелостью она была заменена на пневматическую сирену отечественного производства.

В годы гражданской войны и японской интервенции маяк Поворотный не претерпел сколько-нибудь значительных утрат. К 1927 году сектор освещения маяка сократился с 2820 до 134,50 - был от 300 до 3120, стал от 127,50 до 2620. При маяке по-прежнему действовали сирена, пушка и колокол.

Извещение мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (далее - ГС ТОФ) № 181 от 10 марта 1935 года сообщило об установке при маяке Поворотный и открытии действия радиомаяка Поворотный кругового излучения, имеющего сигнал «Я» (. - . -) по азбуке Морзе, работающего на частоте 300 кгц при длине волны 1 000 метров и имеющего дальность действия 50 миль (более 92 км). Сигнал подавался в течении 2 минут с паузой 4 минуты. Радиомаяк работал в ясную погоду с 6.00 до 7.00, с 12.00 до 13.00 и с 18.00 до 19.00. В туман, пургу и мглу радиомаяк работал непрерывно до наступления ясной погоды. Радиомаяк предназначен для пеленгования судами, имеющими радиопеленгатор.

Колокол, сохранявшийся как средство туманной сигнализации, имел установленную характеристику работы - 2 удара каждую минуту.

С 1939 года огонь маяка вместо постоянного сделали проблесковым - 1,5 сек. свет и 4,5 сек. темнота. Для этого вокруг оптической системы установили тумбу с механизмом вращения и секторной вращающейся ширмой со щитком. Характеристику огня маяка можно было регулировать за счёт скорости вращения ширмы ли путём смены ширмы. Дальность видимости огня маяка была определена в 22 мили (почти 41 км).

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 385 от 14 декабря 1951 года в связи с переводом маяка на электрическое освещение сообщалось об изменении характеристики огня маяка. Проблесковый огонь менялся на затмевающийся - 6 сек свети 2 сек темнота. В аппарате была установлена электролампа накаливания мощностью 2 квт. Дальность видимости огня маяка была увеличена до 26 миль (48 км), но в 1967 году возвращена к прежнему показателю 22 мили.

Для электрификации маяка в 1951 году была произведена его реконструкция. 521 Отдельный строительный участок (521 ОСУ) Строительного управления ТОФ, созданный в соответствии с постановлением Совмина СССР 1949 года о восстановлении и развитии навигационного оборудования морей СССР (начальник майор Растохин), построил кирпичное маячно-техническое здание общей площадью 158 кв. м, в котором были установлены два дизель-электрических агрегата постоянного тока мощностью 6,8 квт каждый. Это здание было принято в эксплуатацию 20 октября 1951 года. В здании кроме аппаратуры управления огнём маяка разместили аппаратуру радиомаяка. Работами руководил прораб Волков.

В процессе реконструкции в том же 1951 году в маячном городке были построены 4-квартирный каменный жилой дом общей площадью 266 кв. м, каменная баня, склад хранения ГСМ в таре, 2 стальных пожарных резервуара ёмкостью по 25 куб. м каждый и стальная решетчатая башня дублёра маяка высотой 4 метра, на которой установили светооптический аппарат марки Ф-300 с ацетиленовой 25-литровой горелкой. Дальность видимости этого огня была 10 миль (18 км). Впоследствии она была увеличена до 12 миль (22 км). Строительство 4-квартирного жилого дома было начато 15 февраля 1951 года и завершено вводом его в эксплуатацию 30 декабря того же года.

15 апреля 1952 года Извещением мореплавателям № 100 было сообщено о вводе в действие новой отечественной пневматической сирены марки ДСУ-50/51 Мелитопольского компрессорного завода вместо выработавшей за 42 года свой ресурс сирены «Сотер - Гарле». Новая сирена давала сигнал низкого тона 165 гц. Характер сигнала был: 3 сек звук - 16 сек тишина - 3 сек звук - 36 сек тишина - период всего 58 сек. Сирена была установлена на высоте 43 метра над уровнем моря в здании прежней сирены. Два дизеля марки «1 Д 16,5/20» мощностью по 17 л.с. приводили в действие два вертикальных компрессора простого действия марки «125 В» производительностью 3 куб. м воздуха в минуту при давлении 3 атм. Звук создавался звуковым аппаратом марки «ВС» завода «Пневматика» г.Ленинград. Эта сирена проработала до 1969 года, когда была заменена наутофоном.

4 сентября 1959 года был введён в действие радиомаяк марки КРМ-100, который был установлен вместо выработавшего ресурс и морально устаревшего радиомаяка марки МРМ-54.

В 1962 году были установлены 2 стальных резервуара для дизельного топлива ёмкостью по 25 куб. м.

Следующая реконструкция маяка была произведена в 1968…1970 годах. Работы выполняли снова военные строители Тихоокеанского флота. В маячно-техническом здании были установлены 2 новые автоматизированные дизель-электрические агрегата марки «АСДА - 2/12» и электрооборудование, смонтированы системы центрального водяного отопления и вентиляции. В марте 1969 года была упразднена, а в апреле демонтирована пневматическая сирена марки «ДСУ - 50/51». В маячно-техническом зданиибыла установлена аппаратура наутофона марки «LIEJ-300» шведского производства, который был введён в действие Извещением мореплавателям № 232 часть 1 от 15 октября 1970 года. Для установки излучателей наутофона была построена стальная решетчатая вышка высотой 12 метров. Для обеспечения работы радиомаяка пришедшие в негодность 2 мачты - опоры Т-образной антенны были заменены на стальные же высотой 30 метров.

В здании сирены в 1969 году была устроена котельная с двумя водогрейными котлами марки «Универсал», а также трансформаторная подстанция и угольный склад. Была установлена стальная дымовая труба. От котельной к маячно-техническому зданию и жилым домам была проложена теплосеть длиной 232 метра. Был сделан наружный водопровод длиной 229 метров с колодцем и насосной станцией, а также наружная канализация длиной 392 метра с септиком и выпуском очищенных вод на рельеф. В жилых домах и маячно-техническом здании были сделаны внутренние системы водяного отопления, водопровода и канализации.

Была построена воздушная высоковольтная линия электропередачи напряжением 6 кв для подключения маяка к государственной электросети посёлка в бухте Козьмино длиной 3 800 метров.

Общий объём капитальных вложений в реконструкцию маяка Поворотный в 1967…1970 годах составил 527 тыс. рублей. При маяке было установлено специальное СНО марки «ПЗМ-400».

В апреле 1988 года радиомаяк марки «КРМ-100» был заменён на радиомаяк новой разработки марки «КРМ-300».

В 1994 году в качестве резервного источника электропитания маяка были установлены 2 комплекта ветроэлектроагрегатов марки «УВЭ-40 М».

В 1998 году в связи с выработкой ресурса был упразднён наутофон.

В 1999 году ТОО «Электромонтаж» выполнило реконструкцию внутригородковой электросети. Стоимость работ составила 271,7 тыс. рублей. В 2009 году было реконструировано ограждение территории маяка тза 852,1 тыс. рублей.

Башня, фонарное сооружение и светооптический аппарат работают на маяке с момента его основания до настоящего времени.

Начальниками маяка были вольнонаёмные специалисты: в 1950 году - Смирнов, в 1977 и 1980 годах - А.Клёпиков.

С момента основания маяк Поворотный находился в ведении Главного гидрографического управления Морского министерства России и Гидрографической службы СССР, потом РФ и обеспечивает плавание судов в сложном для судоходства районе на входе в залив Петра Великого.