Каждый турист-новичок задает мне один и тот же вопрос - Что первым делом стоит увидеть в Черногории?
Я всегда отвечаю - Бока Которский залив
. Причины:
1 - Невероятно красивое сочетание гор и синего залива.
2 - Свежие морепродукты
3. Архитектура из Венецианской эпохи
4. Возможность коротких походов в горы, прогулок на катере, яхте.Где арендовать авто в Будве, Которе, Тивате или Херцег-Нови? Советую воспользоваться сервисом MyRentaCar или же обратитесь к ребятам из котора - balkanets.com
Я попытась коротко дать рекомендации по маршруту с ссылками на старые посты:
Тиват - Котор - Прчань - Столив - паром Лепетане Каменари - Херцег-Нови - Рисан - Пераст
Маршрут на карте . Посмотреть все за 1 день может и не удасться. Тогда разобьете на 2 дня.
ТИВАТ
Утро я советую начать с яхт-марины Порто Монтенегро
. Неспешная прогулка вдоль роскошных лодок даст правильный заряд на весь день. Если захочется познать историю Тиватского залива - отправляйтесь в Музей Морского наследия и в подводную лодку "Герой" ()
Проходя мимо 5-звездочного отеля Regent , можно сделать шикарные фото для Инстаграма.
Мой обязательный ритуал - латте в ресторане Al Posto Giusto . Прекрасная европейская кухня, есть легкие супы, салаты, пицца и горячий яблочный штрудель с двумя шариками ванильного мороженого! Также рядом нравится ливанский ресторан , в нем лучше останавливаться на обед, либо закажите кофе по-ливански в джезве и с кардамоном, принесут с восточными сладостями.
Набережная Порто Монтенегро плавно перетекает в набережную Тивата - Pine . Тут круглый год дядька торгует вареной кукурузой и сладкой ватой, иногда я включаю в себе ребенка и покупаю! А еще на днях вернулся в Тиват старый парусник "Ядран", на нем ходил сам Тито!
КОТОР
Если вы попали в старый Котор одновременно с парочкой лайнеров, то вам захочется спрятаться как страус подальше от многотысячной толпы.
И тут есть чудесная тропа вдоль города, можно подняться в трех местах у бастионов. Самая легкая и понятная лестница - у отеля Cattaro и дискотеки Maximus (на карте). Второй вход - у Летнего театрау Речных ворот - . Третья лестница находится у Южных ворот Гурдича - . Тропа бесплатная, народа - единицы, виды - шикарные!
Будете заглядывать в окна домов обычных жителей, а не в рестораны... фоткать рыжие крыши.
Есть у меня пару исторических очерков о Которе - и .
ПРЧАНЬ
Мы припарковали арендованную Шкоду у маяка, чтобы прогуляться у любимого храма Богородицы .
Ах, какой домик и глициния! Все читатели моего блога знают, что Прчань для меня - № 1 в бухте.
О храме Богородицы и городке читайте
Еще 500 м вперед, и мы тормозим у рыбного ресторана "Бокешки гушти"
Удивительно - будний апрельский день, а два ряда столов заняты
Позади виднеется брошенный санаторий. За это я и люблю Прчань - старинная архитектура + тишина
Заказываем жаренные кальмары, пиво и зеленый салат
Если будет много времени, просто погуляйте по набережной, либо заберитесь к
За Прчанью следует городок Столив . Вроде ничего примечательного, но летом тут работает отличное пляжное кафе и гальку новую завозят, советую! Из легких походов в гору рекомендую забраться в заброшенную деревню , виды от церкви Святого Ильи шикарные, подъем вверх займет минут 20
Люди в Столиве в середине апреля уже принимали солнечные ванны! В бухте пляжи с инвентарем все бесплатные, лежаки обычно стоят напротив мини-отелей или у кафе.
ПРОЛИВ ВЕРИГЕ - самая узкая часть Которской бухты. Отсюда видны два острова - Богородицы на рифе и Святого Георгия
Вид оттуда на соседний г. Игало. Там можете посетить виллу Тито, экскурсии есть на русском, 3 евро, вся
В центре старого города по сей день развивается российский флаг!
Самый зеленый и цветочный город у моря - это однозначно Херцег-Нови
Что посмотреть в старом городе и окрестностях .
Мы же припарковали авто чуть выше набережной, спустились к Морской крепости и пошли гулять вдоль моря
На фото - туннель, где в 20 веке ходил поезд в сторону Дубровника. А в море находятся остатки Венецианской Цитадели, они там со времен землетрясения 1979 г
Херцег-Нови - это смесь югославской архитектуры, старинных крепостей и ярких домиков, в отличие от серого и грозного Котора. Если вы видели центр города в прошлые поездки, то поднимитесь на авто на границе двух стран или в деревню .
МОРИНЬ
Этот городок известен рестораном "Чатовича Млини". Но я туда редко наведываюсь, уж очень пафосно и дорого, хоть и живописно. Советую летом делать паузу в кафе Tramontana , там еще пляж отличный с бесплатными лежаками. Мы же в Морине притормозили на 5 минут, чтобы посидеть на лавочке с видом на залив
РИСАН
Этот город обычно туристы пропускают, а вы только взгляните на улочку, вымощенную из речной гальки! Она самая старая в Рисане, поговаривают о 12 веке постройки. Уходит ввысь от рынка. Когда-то на ней торговали солью, отчего называли Габела (с итал. - акцизный сбор на соль). По бокам улицы расположилось три десятка дворцов, почти все заброшены. В отличие от Котора, Будвы и Пераста, этот город попал на два столетия под Османскую власть.
Пройдя 50 м по Габеле, справа увидите арку, пройдите до заброшенного дворца Ивеличей - фамилии, известной в Российской империи, многие были генералами, капитанами. Самый известный - Марко Ивелич пришел на службу к графу Орлову, стал сенатором России.
Дворец заброшенный, вроде как хотели забрать польские археологи и восстановить, но пока не судьба... Рядом обратила внимание на двери в соседний дом, якорь говорит о присутствии моряка
Что еще посмотреть в Рисане? В центре стоит православная церковь Св. Петра и Павла. Ее строили почти 2 столетия, последний архитектор итальянец погиб в храме, на него обрушилась часть свода. Иконостас заказывали в России, в городе Козлове, а оклады для икон делали венецианские мастера.
Прогулявшись еще пару минут, вы попадете к Римским мозаикам 2 века н.э. Вход - 3 евро, дают брошурку на русском о достопримечательности. Римские мозаики и развалины были открыты в 1930 году, это бывшая вилла знатного горожанина. Сейчас выставлено 5 мозаик, на реставрации еще 2. Прочла в новостях, что скоро будет позволено делать венчания на римских мозаиках. Получить дополнительную информацию можно тут - [email protected]
В Рисане есть пляж, правда, вторую половину лета он цветет...
У церкви Св. Николая в центре города (1 евро), чтоб увидеть крыши города
- Посетить музей города и найти картину, как капитан Марко Мартинович обучал морским наукам русских бояр, присланных Петром I. История говорит, что из 17 человек никто в море работать не стал, но это явно побудило батюшку-царя на создание собственной Морской школы, на подобии венецианских или голландских.
- Погулять по лестницам поперек города, можно забраться к православной церкви, там красивые виды
В музее Пераста несколько этажей и комнат - одежда моряков, оружие, медали и грамоты, предметы интерьера дворцов.
Вход - 2,5 евро. Мне экспозиция понравилась. Но для начала советую прочесть книгу "Второй арап Петра великого" Дмитрия Чегодаева , чтобы познакомиться с историческими персонажами и событиями
здесь .
Если вы присмотритесь к рукописям - они сделаны на итальянском языке, 5 веков при Венецианском и Австрийском правлении в Которской бухте официальным языком был итальянский. Как они сохранили сегодня сербский - вопрос... То ли "спасибо" родителям, то ли из-за миграции людей. Мне сказали в музее, что все 12 знатных семей Пераста не оставили в 21 веке потомков, их дворцы то ли брошены, то ли проданы другим людям. В последствии с гор к морю спустились черногорцы и герцеговинцы, привнеся сербский язык
Вот этот макет дворца епископа можете увидеть в натуральную величину, даже пробраться через забор сможете:)
Маршрут по Которской бухте можно смело разбить на 2 дня, а в пик летнего сезона лучше выезжать после обеда, чтобы не было пробок у Котора и ушли круизные лайнеры с десятком тысяч людей
Закончу пост красочной фотографией из Пераста. Мне кажется, что весь Бока-Которский залив создан для Инстаграма и творческих людей. Желаю вам прияных путешествий по бухте, это будет любовь с первого взгляда!
0 отзывов
Практическая информация
Для кого: для молодежи и людей среднего возраста
Продолжительность: 6 дней
Цена на 1 человека: 530 €
В стоимость маршрута по Черногории включены:
- проживание в отеле 4* (25 € в день),
- транспортные расходы (такси, автобус, катер)
- расходы на питание (обед, ужин - 30 € в день)
Лучшим сезоном для путешествия по курортам Черногории является сезон с августа по конец сентября.
Отели и билеты на транспорт лучше бронировать заранее (1-2 месяца до поездки). Перемещаться между курортами Черногории лучше всего на автобусах, которые регулярно отходят от городских автовокзалов. Для больших компаний неплохой альтернативой (по соотношению цена-качество) будет такси. Оптимальным местом для проживания, во время маршрута по Черногории, является курортный город Будва, связанный регулярным сообщением со всеми важнейшими регионами страны.
Специфика Черногории - цены в отелях значительно выше, чем в частном секторе, поэтому, при длительном проживании в одном месте, имеет смысл подыскать бюджетный вариант заранее. Цены на питание и проживание указаны в среднем диапазоне.
Не забудьте распечатать маршруты по городам, включенные в маршрут по Черногории.
Описание маршрута по Черногории
Одной из главных особенностей отдыха в Черногории является то, что крупнейшие курорты этой небольшой страны расположены в непосредственной близости друг от друга. При желании, объехать самые живописные места 2 основных туристических зон Черногории - Адриатического побережья и Которского залива можно всего за одну неделю.
День первый. Подгорица и Будва
|
Время на посещение: 1 день |
Наш маршрут по Черногории начнется с прилета в главный международный аэропорт , расположенный в непосредственной близости от ее столицы - Подгорицы. Из аэропорта Подгорицы можно доехать до столичного авто- или железнодорожного (они расположены друг напротив друга) откуда можно отправится к главному пункту нашей экскурсионной программы и, по совместительству, крупнейшему курорту Черногории - городу Будве. Этот курорт является важнейшим транспортным узлом региона и станет опорной точкой в дальнейших передвижениях по стране.
Автобус Будва-Бар
Время в пути:
40-50 минут
Стоимость билета:
4 €
День четвертый. Котор
|
Время на посещение:
1 день
После активного погружения в историческое наследие Герцег-Нови можно снять напряжение и отдохнуть на одном из крупнейших пляжей полуострова (расположенного через небольшой пролив в сторону Будвы) - Жаниц. Рядом с ним находится другая местная достопримечательность - или грот Плава Шпиля, лодочную поездку к которой можно также включить в программу. Автобус Будва-Герцег-Нови День шестой. Подгорица
Возвращение в Подгорицу. Прогулка по города и прощальный в одном из крупных торговых моллов черногорской столицы. Автобус Будва-Подгорица Такси Будва-Подгорица |
Отчет о путешествии на арендованной машине по Черногории в мае-июне 2017 года. Подгорица, Калашин, Плав, Боснийская сторона, Жабляк, Плужине, Никшич, Херцег-Нови, Которская бухта, Будва, Цетине, Петровац, Бар, Ульцинь, Скадарское озеро, Подгорица.
Предисловие
После нашей первой заграничной поездки в "пакетную" Турцию в 2015 году мы поняли, что это скука дикая, поэтому в 2017 году решили устроить путешествие по своим правилам. Решено было ехать в Черногорию: считай, братский народ, виза не нужна, цены адекватные. В целях экономии мы взяли с собой палатку, хотя до этого ночевали в ней несколько раз на местных вылазках. Ну что, интересно, что из этого вышло?
Аренда машины в Черногории
Особой подготовки к этой поездке не требовалось, ведь заграны у нас уже были, наши права для вождения в Черногории подходят, а билеты купить было совсем несложно, но пункт с арендой вызывал вопросы, так как машину мы брали в первый раз.
Подсчитав деньги, мы решили все-таки раскошелиться на авто и отмели вариант общественного транспорта, ведь машина на отдыхе - это свобода, тем более, когда у тебя палатки, спальники и пенки. Помониторили международные агрегаторы, но там везде был огромный залог, и оплачивать его не хотелось. А потом наткнулись на местный сайт: montenegro.rentacarfor.me , где аренда была дешевле и без залога, при этом с русскоязычной поддержкой.
На 14 дней аренда Toyota Yaris вышла примерно в 33 тысячи рублей, и эта машина полностью нас устроила. Мужа немного подбешивал вариатор и в горах веселее было бы на машине помощнее (хотя некритично), зато расход составил смешные 5-6 литров, а при цене бензина в евро и нашем километраже это дало нормальную экономию.
Подгорица
Прилетев в аэропорт, мы без проблем забрали свою машинку, послушали инструктаж (на английском) и сразу поехали на первый объект — водопад "Ниагара". Он был по пути к самой Подгорице.
Водопад, хоть и небольшой, но очень понравился
Потом устроили прогулку по городу, оставив авто у хостела, который арендовали на первую ночь. Мосты, парки, мечети... пешком обошли весь город! В этот же день купили местную симку в Montenegro Mall, пенку и горелку с газом: наша к местному "протыкному" газовому баллону не подошла.
Прошлись про трем мостам через Морачу
Дороги не загруженные, разве что в центре, но с парковкой мы так и не поняли: много где висят знаки платной парковки, но непонятно, как оплачивать. В итоге мы всегда становились на "стихийных" парковках. Найти их, в принципе, всегда получалось.
Колашин
На второй день мы отправились в Колашин, так как в Подгорице посмотрели все, что могли, а по пути заехали посмотреть на древний город Дукля, крепость Медун и монастырь Морача, который не зря считается самым известным в Черногории. По пути собрали нереальное количество небольших тоннелей: без освещения, без отделки... просто дыра в скале и все. Необычно, да еще и бирюзовая Морача внизу ущелья течет — хоть каждый километр делай остановку и любуйся видами.
Колашин показался нам очень тихим и приятным городком: запомнилась площадь, вымощенная брусом, отель Бианка и ботанический сад. Спасибо смотрителю: подсказал, что ехать в Плав нужно через Комови, а не как мы изначально планировали. В итоге дорога Колашин - Плав была одной из самых живописных.
В Колашине было совсем мало людей, очень тихо и умиротворенно
Плав
После первой ночевки в палатке около реки на съезде с дороги мы отправились в Плав по той самой дороге: когда открылся вид на Черную гору раза четыре останавливались фотографироваться.
Собственно, та самая Черная гора
В Плаве пообедали на озере и двинулись в сторону Боснии. Заехали в Гусине, в монастырь Брезоевица, посмотрели церковь Святой Троицы, а дальше случился инцидент, о котором мы будем рассказывать детям.
Эх, надо было брать лодку и кататься по Павскому озеру
Где-то я вычитала о красоте Хридского озера, и потащила туда мужа. А дорога оказалась вообще никакая. Но машина то не наша, почему бы не рискнуть. Проехали первую часть по ужасному асфальту со скоростью 30 км/ч (минут 30), потом около часа ползли в гору по каменистой грунтовке со скоростью 15-10 км/ч.
Мало того, что слегка перегрелись, так еще и что-то повредили днище отскочивим камнем. Снизу начало пугающе дребезжать, из-под капота подозрительно подванивать, и мы решили, что пора спускаться вниз на нейтралке. То, как меня накрыла истерика, когда мы разворачивались на дорожке шириной в 2 метра между скалой и обрывом — отдельная история. До озера мы так и не доехали, и вам туда рекомендую только пешим броском (очень долго) или на джипе.
В тот день злые и озадаченные поломкой заночевали в палатке возле домов в каком-то населенном пункте на пути к Беране. Проблему решили устранять с утра.
Беране, Рожае, Бело Поле
В автосервисе в Беране нас не починили: к тому моменту мы уже догадались, что погнули глушитель. Видимо, так как машина арендованная, сервис-мэн не решился на крайние меры. А вот паренек в Рожае решился. За 5 евро он разрезал, выгнул и заварил трубу обратно. Муж в этот момент заметно повеселел.
В Боснийской стороне мы побродили по мечетям, башням, церквям и отправились в сторону Дурмитора, где первой остановкой был парк "Биоградская гора".
Парк "Биоградская гора"
Рожае совсем не маленький, да и вообще Боснийская сторона намного оживленнее севера и даже побережья в несезон.
Шел сильный дождь, и погулять не получилось, но мы все равно заплатили 6 евро за въезд на территорию, чтобы посмотреть на озеро.
Дождевички надел — и вперед!
Следующая остановка — мост Джорджевича. Благо, буквально за 5 минут до подъезда к мосту дождь кончился, и мы смогли насладиться видом на Тару. А теперь по невероятно живописным местам до Жабляка!
Вид на реку Тара с моста Джорджевича из памяти не сотрешь, даже если захочешь
В горах было сыро и прохладно, а мы и так замерзли на Биоградской горе, поэтому решено было снять домик рядом с кемпингом Иван До. Две ночи в двухэтажном домике с буржуйкой и видом на горы за 30 евро? Жаль, что нельзя остаться тут на недельку.
Жабляк
Первый день в Дурмиторе мы посветили обходу озер: Змеиное, Барно ну и, конечно, Черное. На это реально ушел весь световой день, но было очень круто. Везде запах дровишек — отопление-то почти по всей Черногории печное. Правда, вечером делать особо нечего: идем в кафе, на мемориал (военных мемориалов у них почти столько же, как у нас), к церкви Преображения с кладбищем, кишащим огромными улитками, и спать.
Чтобы обойти все Черное озеро нам потребовался не один час
Второй день в Дурмиторе мы потратили на поход к Ледяной пещере. Муж в кедах и я в дешевых кроссовках пытались осилить не самый простой хайкинговый маршрут. И ведь осилили! Не дошли метров 300, так как вход был завален снегом, а в кедах по снегу карабкаться не вариант. Вернулись назад уже после обеда и решили, что пора выдвигаться в Плужине.
В Ледяную пещеру не попали, но это был один из лучших пеших маршрутов в моей жизни
Ооо, эта дорога. Безумно красивая. Тут мы впервые по-настоящему прочувствовали горный серпантин. Нет, сильные изгибы были и раньше, но тут дорога была без ограждений и уже.
Немножечко видно дорожное полотно и изгибы дороги
Зато какой вид нас ждал при подъезде к Пивскому озеру! Домашние блинчики и кофеек, небольшая прогулка, и марш бросок до Никшича.
Друзья сказали, что это пейзажи из Толкиена
Никшич
День начался еще в Дурмиторе, а закончился близ Никшича, дорога до которого была подозрительно равнинной и прямой. Сам город не сильно впечатлил, поэтому глянув на крепость, пивзавод и местный парк, рванули на Сланско озеро ночевать с палаткой.
Херцег-Нови
От места ночевки мы заглянули на Крупачко озеро и поехали в монастырь Острог в скале, а потом должны были двинуться в сторону Херцег-Нови, но из-за каких-то работ по единственной трассе пропускали только с 9 до 12 и с 14 до 16, а мы подъехали часов в 10. Пришлось разворачиваться и догуливать в Никшиче. Когда нас, наконец, пропустили, мы ехали до самого Херцег-Нови практически без остановок. Тормознули только залезть на Верхнюю Крепость, с которой наконец-то увидели море.
В Херцег-Нови мы поняли, что с движением лафа кончилась: город небольшой и сильно растянут ввысь по горе. Ездить страшновато, улицы чуть дальше от берега такие, что две машины уже не могут проехать, приходится сдавать назад в резкий склон.
Около берега запарковаться сложно. В итоге встали где-то на средней высоте и пошли гулять. Форте ди Маре (2 евро за вход), Кровавая башня (3 евро за вход) и заброшенный Испанский форт, который впечатлил больше всего. Ясное дело, башня с часами, площадь и прогулка по побережью. Вот только купаться холодно.
В Испанском форте своя атмосфера
Загулялись так, что настало время ставить палатку, а ровных площадок нет. Хостел искать поздно, поэтому, поскитавшись около часа, набрались смелости и подошли к местному жителю попросить поставить палатку около его дома на лужайке. Согласился, так еще и ракией напоил. Спасибо тебе, добрый человек!
Пераст, Котор
На следующий день случилось первое купание. Было прохладно, на море только местные, туристов практически нет, а в отелях только готовятся к сезону. Погуляв по паркам и набережной, решили двигаться дальше. Но сначала доедем до границы с Хорватией. Просто так.
Следующий пункт — Пераст. Прогуляться было интересно, но к островам ехать заленились. Кстати, на машине в город нельзя, а за парковку взяли 3 евро. Если проехать город, а он малюсенький, и кинуть машину на дороге, паркануться можно бесплатно.
Которская бухта не для купаний, о чем намекают небольшие бетонные пляжики-площадки и куча лодок, но виды там потрясающие. Еще бы: бухта, которую вплотную к воде обнимают горы. Правда в Которе этому факту мы резко стали не рады. Шириной город, наверное, метров 500, а дальше гора. Палатку ставить негде вообще, а хостелы выходили дороговато. Немного погуляв по вечернему Котору, бронируем хостел в Доброте за 20 евро и возвращаемся туда.
Ну говорю же, дико узко!
Тиват, Луштица
На следующий день мы залезли на Которскую крепость, погуляли по старому городу и поехали в Тиват, который оказался довольно оживленным портом. Горы здесь дальше от моря, и с парковкой было проще, но остались мы там ненадолго. В этот день нужно было заехать на остров Цветов, на полуостров Луштица и добраться до Будвы.
Даже небольшой участок грунтовки к острову Цветов очень приличный
Так вот, Луштицу мы запомним тем, что притерли каких-то мужиков на пустой дороге, потому что полоска асфальта была слишком узкая, а слезать на опасно низкую обочину после истории с глушителем мы побоялись. Повреждений видно особо не было, и мужчины не стали скандалить. А так Луштица красивая, с рыбацкими поселками и оливковыми рощами.
Но и это еще не всё: решив не оставаться с палаткой на Луштице, мы пролетели с хостелом. Приехали в Будву, а в нашем хостеле никого, ни постояльцев, ни хозяев. Пришлось спать прямо около этого хостела в палатке. Ох уж эти минусы онлайн-бронирования.
Будва
В Будве мы провели два дня, и это был единственный город после Подгорицы, где было много машин и ощутимый трафик. Что же тут тогда в сезон? Обе ночи ночевали в хостеле, уже другом, 15 евро за ночь. Вот тут покупаться получилось вдоволь. Сплавали на остров Святого Николая, побродили по Цитаделле и старому городу, поели в кафешках. Для тех, кто ищет кафе, куда ходят местные, рекомендую Verige. Все очень просто, по-домашнему, дешево и вкусно, но от берега далеко.
На острове Святого Николая был очень грубый привозной гравий, хоть кораллки надевай
На следующий день мы заказали экскурсию на весь день на корабле, потому что у меня была идея фикс: посетить голубую пещеру, а местных, которые нас туда бы отвезли, я не нашла. Она оказалась красивой, плюс на острова близ Пераста все-таки заехали, но в целом день прошел вяло. Все-таки организованные экскурсии — не то.
Цетине
Если бы мы не заехали в старую столицу, я бы расстроилась, но еще больше я расстроилась из-за очередных ремонтных дорог, на которые мы попали.
Похоже, к сезону в мае готовили не только отели, но и дороги
Из-за них мы не стали заезжать на крепость Космач, а жаль. В Цетине мы пробыли недолго, посмотрев самое главное, и оттуда направились в парк Ловчен, за въезд в который, кстати, тоже берут денежку - 2 евро. Поднявшись к мовзалею, мы узнали, что вход туда стоит еще 3 евро, зато вид на бухту очень красивый.
Дорога до Негуши местами вот такая, а если еще и в облако попасть, то совсем весело
Из парка мы доехали до деревни Негуши, где, якобы, делают лучший пршут, но как-то местные торговцы нас не впечатлили, и, погуляв немного, мы вернулись к побережью (еще час постояв на еще одних дорожных работах).
И опять ждем пока нас пропустят, а самое обидное - это даже не обвал!
Подошли к Святому Стефану, ведь на него простых смертных не пускают, заехали в Петровац с его мелким пляжем и странным рыжим песком и рванули до Бара, где заночевали на недострое, который удачно защищал от начавшегося дождя.
Бар, Ульцинь
Новый город нас не сильно впечатлил, хотя и там мы нашли, где погулять, а вот старый Бар — это что-то. После всех фортов и крепостей Черногории это была вишенка на торте. За вход просят всего 2 евро, учитывая, что провели мы там часа 4.
Кусочек старого Бара
Теперь нужно доехать в Ульцинь, и вот опять этот разительный контраст Боснийской стороны: много людей, узкие дорогие и оживленное движение, как и в Беране или Рожае. Из-за того, что город на море, людей и шума еще больше, а парковочных мест меньше. Старый город превращен в большое кафе с зазывалами на каждом углу, а вот песок на пляже действительно мелкий-мелкий и темный.
Вечером снимаем на том же Booking.com комнату на ночь за беспрецедентные 10 евро, а на следующий день попробуем доехать на нудистский пляж Ада Бояна. Жалко, погода дождливая, и нудистов нет, но за въезд 5 евро все же заплатили — посмотреть-то надо.
Да, да, по цвету, как наша земля, но по ощущениям — мельчайший мягкий песочек
Скадарское озеро
А вот и вторая опасная дорога: от Ульциня к Скадару и вдоль него. Перед поворотами приходилось сигналить (подсмотрели у местного), чтобы ненароком не влететь в кого-нибудь, так как обозримость из-за скал нулевая. И это на скорости 50-60 км/ч!
Дорога вдоль Скадарского озера не самая широкая, зато какие виды
Несколько остановок на берегу самого Озера, но без экскурсии на лодке, и мы уже почти у Подгорицы. Здесь много ровных площадок, но все за колючей проволокой. В этот раз просим поставить палатку на лужайке у албанской, но не менее гостеприимной, чем тот серб, семьи.
Подгорица
Последний день в Подгорице был ленивым: лил дождь, так что мы вкусно ели (в Черногории очень большие порции мяса за вменяемую цену), пили пиво, а потом спали в машине в ужасную грозу. В 5 утра уже нужно было в аэропорте сдать машину: девушка даже не проверила, не случилось ли с ней чего. Теперь можно выдохнуть с облегчением, и с кучей впечатлений отправляться домой!
В прошлом году мы пытались попасть в Хорватию, но у нас так и не получилось. А в апреле этого года мы разговаривали с другом и советовали куда бы ему поехать отдыхать с 3-х летним малышом, и Черногория попала в список таких стран. Я много видела фотографий в инстаграме этой изумительной по красоте страны и так загорелась поездкой, что сама решила посмотреть цены на жилье и авиабилеты. Как-то спонтанно было решено ехать туда самим, а не другу 🙂 И чем быстрее, тем лучше. А самым ближайшим свободным месяцем оказался июнь.
Итак, хотелось бы по горячим следам рассказать о нашей Черногории. 🙂
В этом посте расскажу в общих чертах о нашей поездке, какие-либо советы и организационные моменты.
Аренда авто в Черногории
Изначально решили ехать примерно на 10 дней, потому что в следующем месяце еще предстояла поездка и не хотелось задерживаться надолго. Но по билетам получилось в итоге 11 дней (с 6 по 17 июня). Все тревел-сайты советовали взять авто напрокат, чтобы посмотреть много достопримечательностей, чем мы и воспользовались. Мы не любим чисто пляжный отдых, нам больше подходит комбинированный с экскурсиями. С двухлетним малышом, естественно, проще и быстрее путешествовать на машине.
Благо, один из наших знакомых дал рекомендацию компании, где можно было взять напрокат автомобиль. Такой компанией оказалась rentacarfor.me Я почитала отзывы, где-то были хорошие, где-то были нюансы, но мы доверились и забронировали автомобиль через их сайт. Подробнее . Стоимость 482 евро + 200 евро залог, который потом вернули.
Авиабилеты в Черногорию
Так как мы пользуемся программой S7 Priority и эта авиакомпания осуществляет регулярные рейсы в аэропорты Тивата и Подгорицы, то решили попробовать купить билеты за мили. Получилось только взять за мили обратно, но это тоже плюс — стоимость туда обратно на троих (ребенок был с местом) — получилась 38000 руб. Билеты покупали напрямую с их сайта. А лететь всего 3 часа в одну сторону.
Посмотрите, сколько стоят билеты сейчас в форме справа.
Где остановиться в Черногории?
На самом деле вариантов много. Зависит от ваших желаний и потребностей. Черногория располагает бОльшим количеством хороших апартаментов, чем отелей, которые могут предложить достойный сервис. Для меня лично для отдыха с ребенком были необходимые такие критерии как: наличие зеленой территории, детской площадки, бассейна. Потому я выбрала проживание в отеле Slovenska Plaza . Хотя я видела множество отличных апартаментов.
Отзыв о проживании в отеле Slovenska Plaza — . Стоимость составила 1122 евро + 33 евро налог.
Что касается города — то это, конечно, Будва. Безусловно, там очень много туристов в высокий сезон. Столько, что камню на пляже негде упасть. Но так как мы ехали в июне, я посчитала, что нам повезет. И не ошиблась. В июне стоит прекрасная погода, когда солнце еще не палит во всю силу, и нет наплыва людей. Будва — это достаточно большой город в Черногории, а мне было важно наличие цивилизации, медицины, ресторанов. В тихую деревню было страшно ехать с ребенком. К тому же географическое расположение города позволяет посетить много экскурсий, является удобной отправной точкой для многих маршрутов.
Маршруты на авто по Черногории
Я предварительно читала о самых востребованных экскурсиях по Черногории, и составила список своих, которые мы можем посетить с малышом за 11 дней с перерывом на пляжный отдых. А именно:
- Скадарское озеро
- Боко-Которская бухта
- Каньоны рек Тары и Морача
Последняя рассматривалась по возможности, потому что надо было ехать далеко в горы, не была уверена получится ли. Но в итоге все получилось. И даже потом осталось время на пятую поездку — посещение города Цетинье и горы Ловчен, куда мы поехали спонтанно. И так сформировалось 5 маршрутов (отзывы по ссылкам):
- Будва — Бар — Ульцинь — Будва (просто поездка на юг побережья)
- Будва — Подгорица — Колашин — Жабляк — Будва (Каньоны рек)
- Будва — Цетинье — Ловчен — Будва (национальный парк Ловчен и монастырь Цетинье)
На все экскурсии кроме четвертой ушло по пол дня примерно, этот маршрут занял два дня, но стал одним из самых запоминающихся. Планировали только первые 3 маршрута, в остальные поехали по ситуации.
В итоге наш отдых продлился 11 дней, из которых 6 дней мы куда-то ездили. Честно говоря, мне все очень понравилось. И страна, и люди, и места, которые нам удалось посетить, ласковое море и солнце, неприступные горы и прозрачные реки, вкусная еда и добродушные люди. Подробный рассказ об этом увлекательном путешествии читайте по тегу
Черногория - великолепная страна со множеством природных и культурных достопримечательностей, в 2018 году вошла в список самых популярных направлений, где чаще всего отдыхали россияне, а общее количество туристов в стране увеличилось на 45% по сравнению с прошлым годом.
Популярность Черногории возникла не на пустом месте. Страна небольшая, но в ней есть море и горы, красивые старинные города и одни из самых живописных в мире дорог для автопутешествий. Кроме того, это одна из самых недорогих европейских стран. Как по ней лучше путешествовать?
В Черногории развитое автобусное сообщение, а кое-где даже ходят поезда, но путешествие на своем или арендованном автомобиле - пожалуй, единственный доступный способ посмотреть больше красивых мест и получить больше впечатлений. Путешествуя на авто, вы не привязаны к расписаниям общественного транспорта или туристических бюро и полностью распоряжаетесь своим временем.
В этой статье - еще 7 причин путешествовать по Черногории на автомобиле.
1. В Черногории можно пользоваться национальными водительскими правами
Да, это не опечатка. Для путешествий по Черногории на авто водительское удостоверение международного образца - не обязательно. Можно путешествовать и с национальным - в том числе, российским. Все что нужно - это действующий загранпаспорт.
2. В Черногории много прокатных компаний и относительно недорогая аренда, а также недорогой бензин
Компании есть международные (Europcar, AVIS, Hertz, Alamo…) и местные. Цены у первых обычно выше, чем у вторых. Международные компании также берут высокие депозиты - сумма сразу блокируется на кредитной карте. Некоторые крупные местные компании, например, «Сел и Поехал » не только предлагают машины по выгодным ценам (от 9 евро/сутки), но и не берут депозит, избавляя вас от лишних расходов.
Что можно арендовать за 9 евро? Например, Nissan Micra 2012 года на сайте той же прокатной компании. Это небольшая машина эконом-класса на 5 мест с автоматической коробкой передач, 1,2-литровым двигателем и кондиционером. Популярная среди автопутешественников Toyota Yaris стоит немногим больше - от 13 евро в сутки. Машины представительского класса - от 30 евро. Внедорожники и кабриолеты - от 40 евро.
Машину в Черногории можно заправить тремя видами топлива: 95-м, 98-м бензином или дизелем. Стоимость топлива везде одинаковая - в среднем, 1,2–1,4 евро за литр. Цена зависит от цен на нефть и может колебаться в течение года.
Автомобиль лучше бронировать заранее, как минимум за месяц до поездки - особенно, в летний сезон. С каждым годом Черногория становится все более популярной и, несмотря на то, что прокатных компаний много, машины быстро разбирают, и найти что-то на месте не всегда получается - можно остаться без транспортного средства. Кроме того, заблаговременная аренда позволяет сэкономить, так как перед началом туристического сезона цены ниже.
3. Машину можно взять напрокат уже в аэропорту, а сдать - в любом городе на ваш выбор
В Черногории два аэропорта: в Тивате, который работает во время туристического сезона и обслуживает, в основном, чартерные рейсы; и в столице Подгорице - там аэропорт работает круглогодично. В обоих аэропортах есть офисы международных прокатных компаний, но местные фирмы без труда доставят автомобиль к моменту вашего прилета, встретят по-дружески с табличкой в руках, на которой будет ваше имя, оформят на месте все документы и дадут ценные советы насчет путешествия.
Сдать автомобиль можно там же, в аэропорту, либо в другом городе - такая услуга может быть платной, но, как правило, она есть у большинства местных прокатных компаний.
4. Черногория - очень компактная страна и ее можно проехать на машине за неделю
Пожалуй, главная причина для путешествия по Черногории на автомобиле - ее компактность. Площадь Черногории всего 13 812 кв. километра. Это 155-я из 200 стран по территории. Ее можно объехать всего за неделю.
На юге страны Адриатическое море, на севере - горы высотой до 2500 метров. Самые крупные горные массивы: Проклетие на границе с Сербией и Албанией, Дурмитор, Визитор и Комови, образующие Динарское нагорье. Искупавшись утром в море после шумной ночной вечеринки, можно за три-четыре часа на машине добраться до горных вершин, чтобы насладиться тишиной, прийти в себя и снова вернуться отдыхать на побережье!
Однако, вам вряд ли захочется уезжать из «Черных гор» (так переводится название страны с итальянского - Монтенегро) - там совершенно другой мир: хвойные леса, горные реки и ледниковые озера, каньоны. Зимой открыты и пользуются огромной популярностью горнолыжные курорты.
5. В Черногории множество маршрутов для автопутешествий
Черногория - это не только красивая природа и города, но и красивые дороги между ними. Вот пять самых красивых и интересных:
Тиват - Херцег-Нови, 63,4 км
Дорога вдоль побережья Боко-Которского залива стоит того, чтобы проехать по ней хотя бы раз в жизни. Здесь горы встречаются с морем в буквальном смысле слова - две природные стихии, благодаря которым знаменита Черногория, в свое время были дополнены венецианской архитектурой городов Котор, Пераст и других менее известных (но не менее красивых).
Плужине - Жабляк, 49,9 км
Дорога через национальный парк Дурмитор (всего в Черногории пять национальных парков!), который является также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Парк знаменит своими 48 горными пиками и ледниковыми озерами. Небольшое расстояние, скорее, плюс чем минус - можно не торопиться и делать больше остановок в самых красивых местах и проводить в них больше времени, фотографируя пейзажи и просто отдыхая.
Котор - Ловчен, 78,3 км
Дорога на самую знаменитую гору Черногории Ловчен и вокруг нее знаменита 26-ю поворотами, за каждым из которых открывается все более впечатляющий вид на Боко-Которский залив. Серпантины не раз мелькали в телевизионной программе Top Gear и рекламных роликах различных автомобилей. Дорога также пролегает через село Негуши, где родился Петр II Петрович - правитель Черногории и драматург, который сделал ее современным государством и написал множество стихов.
Опасаница - Мойковац, 46,6 км
Дорога через мост Тара - самый длинный мост в Черногории (365 метров) через одноименную горную реку в самом глубоком в Европе каньоне (170 метров). По мосту стоит не только проехать, но и обязательно выйти и пройти мост пешком в оба направления, чтобы полюбоваться видами.
Даниловград - монастырь Острог, 22,3 км
Дорога к знаменитому православному монастырю, названному по имени святого Василия Острожского, построенная в скале на высоте 900 метров над уровнем моря. На самом деле, дороги две и с обеих открываются великолепные виды.
Важно помнить: путешествуя на машине по Черногории, вы можете практически везде устроить кемпинг и насладиться дикой природой, переночевав в палатке. В горах полно родников со свежей водой. По ним же можно уйти в пеший поход на несколько дней, оставив машину на парковке при въезде в национальный парк. В Черногории проложены одни из лучших в Европе туристических пеших маршрутов. Они размечены, есть карты - потеряться сложно.
6. Из Черногории можно съездить в соседние балканские страны, а еще - в Италию на пароме (!)
Черногория - одна из 12 балканских стран. Это еще одна причина путешествовать по ней на своем или арендованном автомобиле - можно заехать к соседям. По российским правам можно ездить в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии, Греции и Сербии. По международным: в Албании.
В любом случаях у вас должен быть действующий загранпаспорт и действующая виза той страны, куда вы направляетесь, если она нужна. Виза точно пригодится для путешествия в Италию, куда из Черногории можно добраться на пароме.
Италия целиком хоть и не входит в число балканских стран (только ее часть - северный регион Триест на границе со Словенией), но часто с ними ассоциируется. Ближайшая соседка Балкан может предложить путешественнику еще больше возможностей для бюджетного и интересного отдыха.
Паром ходит с мая по декабрь из черногорского города Бар в итальянский город Бари. Машину, конечно, можно взять с собой! Двухместная каюта с окном, плюс легковой автомобиль или джип в сезон будет стоит от 300 евро туда-обратно.
Зачем ехать в Бари на машине? Это красивый город-порт на юге Италии, столица региона Апулия и административный центр одноименной провинции. Один из самых древних и известных городов региона. Сам город небольшой - его можно осмотреть и пешком. Машина пригодится для поездок и по другим интересным местам Апулии. Меньше чем в 100 км от Бари в Альберобелло находятся знаменитые домики Трулли, карстовый пещерный комплекс Гротте-ди-Кастеллана, древнейший скальный город Матеру.
7. Черногория медленно, но верно движется в эпоху электромобилей, а это интересно
Осенью самый известный путеводитель в мире Lonely Planet опубликовал ежегодный список тревел-трендов на будущий год. В нем пять пунктов, один из которых - путешествия на электромобилях. Эксперты издания считают, что скоро мы будем путешествовать на них так же легко и просто, как на обычных, и даже брать их напрокат. На самом деле, это уже происходит, в том числе, в Черногории, которая медленно, но верно движется в эпоху электромобилей. Вот три реальных примера:
В октябре этого года компания Parking Service Tivat (PST) объявила о том, что планирует установить в городе Тиват зарядные станции для электромобилей. Программа осуществляется в рамках городского проекта под названием Smart-e-Mobility. Скоро в Тивате можно будет зарядить даже «Теслу», а на них заряжают гольф-кары.
Чуть раньше в Черногории запустили первый электроавтобус! Сейчас он используется для перевозки туристов в национальном парке Дурмитор в течение лета, а также зимой во время лыжного сезона.
В начале осени в Черногории открылся офис компании Eco Tuk Tuk Tours. Она предлагает поездки на электрических тук-туках - маленьких трехколесных машинах, распространенных в Юго-Восточной Азии. Они популярны у туристов, которые арендуют их для поездок по Боко-Которскому заливу.
И, кстати, это еще один маршрут для путешествия по Черногории на автомобиле.