Испанские корабли в 15 16 веке. Арсенал: Арсенал. Парусные корабли. Корабли пиратские и торговые

В начале XV века стали строить двухмачтовые когги. Дальнейшее развитие мирового судостроения ознаменовалось переходом в середине XV века к трехмачтовым судам. Впервые такой тип судна появился на севере Европы в 1475 году. Его фок- и бизань- мачты позаимствованы у средиземноморских венецианских судов.
Первым трехмачтовым судном, зашедшим в Балтийское море, был французский корабль "Ля Рошель". Обшивка этого корабля, имевшего длину 43 м и ширину 12 м, набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который назвал этот способ "карвель", или "кравеель". Название обшивки позже перешло в наименование типа судов - "каравелла". Каравеллы были изящнее коггов и имели лучшее парусное вооружение, поэтому не случайно средневековые первооткрыватели избирали для заморских походов эти прочные, ходкие и вместительные корабли. Характерные особенности каравелл - высокие борта, глубокая седловатость палубы в средней части судна и смешанное парусное вооружение. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру.

В первой половине XV века крупнейшим грузовым судном (возможно, до 2000 т.) была трех - мачтовая двухпалубная каракка, вероятно, португальского происхождения. В XV-XVI веках на парусных судах появились составные мачты, которые несли сразу несколько парусов. Площадь марселей и крюйселей (верхних парусов) была увеличена, что облегчило управление и маневрирование судном. Отношение длины корпуса к ширине составляло от 2:1 до 2,5:1. В результате мореходные качества этих, так называемых "круглых" судов улучшились, что позволило совершать более безопасные дальние плавания в Америку и Индию и даже вокруг света. Четкого различия между парусными торговыми и военными судами в то время не существовало; типичным военным судном в течение ряда веков была лишь гребная галера. Галеры строились одно- и двух- мачтовые и несли латинские паруса. Значительно большими кораблями, чем галеры, были галеасы: они имели три мачты с латинскими парусами, в корме два больших рулевых весла, две палубы (нижняя для гребцов, верхняя для солдат и пушек), в носовой части надводный таран. Эти военные суда оказались долговечными: еще в XVIII веке почти все морские державы продолжали пополнять свои флоты галерами и галеасами. В течение 16-го века сформировался облик парусного корабля в целом сохранившийся до середины 19-го века. Корабли значительно увеличились в размерах, если для 15-го века редкостью были суда более 200 тонн, то к концу 16-го века появились единичные гиганты достигающие 2000 тонн, а корабли водоизмещением 700-800 тонн перестали быть редкостью. С начала 16-го века в европейском судостроении все чаще стали применяться косые паруса, сначала в чистом виде, как это делалось в Азии, но к концу века распространилось смешанное парусное вооружение. Совершенствовалась артиллерия, - бомбарды 15-го и кулеврины начала 16-го веков все еще мало подходили для вооружения кораблей, но к концу 16-го века проблемы связанные с отливкой были в значительной степени решены и появилась морская пушка привычного вида. Около 1500-го года были изобретены пушечные порты, пушки стало возможно размещать в несколько ярусов, причем верхняя палуба освободилась от них, что положительно сказалось на остойчивости судна. Борта судна стали заваливать внутрь, - так пушки верхних ярусов оказывались ближе к оси симметрии корабля. Наконец, в 16-м веке во многих европейских странах появились регулярные военные флоты. Все эти нововведения тяготеют к началу 16-го века, но, учитывая время необходимое для внедрения, распространились только к его концу. Опять же и судостроителям надо было приобрести опыт, ибо попервоначалу корабли нового типа имели раздражающую привычку опрокидываться сразу при сходе со стапелей.

В течение 16-го века сформировался облик парусного корабля в целом сохранившийся до середины 19-го века. Корабли значительно увеличились в размерах, если для 15-го века редкостью были суда более 200 тонн, то к концу 16-го века появились единичные гиганты достигающие 2000 тонн, а корабли водоизмещением 700-800 тонн перестали быть редкостью. С начала 16-го века в европейском судостроении все чаще стали применяться косые паруса, сначала в чистом виде, как это делалось в Азии, но к концу века распространилось смешанное парусное вооружение. Совершенствовалась артиллерия, - бомбарды 15-го и кулеврины начала 16-го веков все еще мало подходили для вооружения кораблей, но к концу 16-го века проблемы связанные с отливкой были в значительной степени решены и появилась морская пушка привычного вида. Около 1500-го года были изобретены пушечные порты, пушки стало возможно размещать в несколько ярусов, причем верхняя палуба освободилась от них, что положительно сказалось на остойчивости судна. Борта судна стали заваливать внутрь, - так пушки верхних ярусов оказывались ближе к оси симметрии корабля. Наконец, в 16-м веке во многих европейских странах появились регулярные военные флоты. Все эти нововведения тяготеют к началу 16-го века, но, учитывая время необходимое для внедрения, распространились только к его концу. Опять же и судостроителям надо было приобрести опыт, ибо попервоначалу корабли нового типа имели раздражающую привычку опрокидываться сразу при сходе со стапелей.

В первой половине 16-го века появился корабль обладающий принципиально новыми свойствами и совершенно иным назначением, чем корабли существовавшие раньше. Корабль это предназначался для борьбы за господство на море путем уничтожения вражеских боевых кораблей в открытом море артиллерийским огнем и соединял значительную по тем временам автономность с сильнейшим вооружением. Существовавшие до этого момента гребные корабли могли господствовать разве что над узким проливом, да и то, если базировались в порту на берегу этого пролива, кроме того их мощь определялась численностью войск на борту, а артиллерийские корабли могли действовать независимо от пехоты. Нового типа корабли стали называться линейными - то есть основными (подобно "линейной пехоте", "линейным танкам" название "линейный корабль" не имеет касательства к выстраиванию в линию, - они если и строились, то как раз в колонну).

Первые линейные корабли, появившиеся на северных морях, а позже и на Средиземном море, были невелики - 500-800 тонн, что примерно соответствовало водоизмещению крупных транспортов того периода. Даже не крупнейших. Но крупнейшие транспорты строили для себя богатые купеческие компании, а линейные корабли заказывали небогатые еще в то время государства. Вооружались эти корабли 50-ю - 90 пушками, но это были не очень сильные пушки, - в основном 12-ти фунтовые, с небольшой примесью 24-х фунтовых и очень большой примесью мелкокалиберных пушек и кулеврин. Мореходность не выдерживала ни какой критики, - даже в 18-м веке корабли еще строились без чертежей (их заменял макет), а количество пушек рассчитывалось исходя из ширины судна измеренной шагами, - то есть варьировалось в зависимости от длины ног главного инженера верфи. Но это в 18-м, а в 16-м корреляция между шириной судна и весом орудий не была известна (тем более, что ее и нет). Проще говоря, корабли строили без теоретической базы, только на основе опыта, которого в 16-м, начале 17-го века еще почти не было. Но главная тенденция просматривалась ясно, - пушки в таком количестве не могли уже рассматриваться как вспомогательное вооружение, а чисто парусная конструкция указывала на стремление получить океанский корабль. Уже тогда для линкоров была характерна вооруженность на уровне 1.5 фунта на тонну водоизмещения.

Чем быстроходнее был корабль, тем меньше на нем могло быть пушек по отношению к водоизмещению, так как тем более весил двигатель - мачты. Мало того, что сами мачты с массой канатов и парусов весили изрядно, так они еще и смещали центр тяжести вверх, следовательно их приходилось уравновешивать, закладывая в трюм большее количество чугунного балласта.

Линейные корабли 16-го века еще имели недостаточно совершенное парусное вооружение для плавания в Средиземном море (особенно в восточной его части) и на Балтике. Шторм шутя выдул испанскую эскадру из Ла-Манша.

Уже в 16-м веке Испания, Англия и Франция вместе имели около 60-ти линейных кораблей, причем Испания более половины этого числа. В 17-м веке к этой тройке присоединились Швеция, Дания, Турция и Португалия.

Кратко о статье: Парусные корабли использовались для торговли и пиратства, с их помощью совершались великие географические открытия, их эскадрильи участвовали в масштабных морских сражениях. Как выглядели парусники, чем они были вооружены, какова была численность команды и каких правил стоило придерживаться при морских сражениях - в материале нашего постоянного автора Игоря Края.

Пушки и паруса

Парусные корабли нового времени

И вот в глухую полночь, звездную, но безлунную, величественный фрегат, бывший некогда гордостью верфей Кадиса, бесшумно поднял якорь и, ловя парусами попутный бриз, используя отлив, повернул в открытое море.

Рафаэль Сабатини, «Хроника капитана Блада»

Крутобокие, увенчанные белыми шапками парусов каравеллы, рассекающие лазурные волны южных морей, навсегда останутся символом романтики дальних странствий и эпохи великих географических открытий. Но что же на самом деле знаем мы о появлении, развитии и тактике боевого использования парусных судов?

Круглые корабли

Боевые корабли, представлявшие собой развитие идеи «длинного корабля », - ладьи - господствовали на морях в течение 3000 лет. Но все это время параллельно с ними существовала и развивалась и другая разновидность судов. Для перевозки товаров еще в середине 2 тысячелетия до нашей эры финикийцы стали строить специальные «круглые » транспортники.

Ветер странствий раздувает паруса.

«Круглыми» торговые корабли именовались из-за чрезвычайно широкого корпуса. Если у ладей и галер ширина относилась к длине как 1:6 или даже 1:9, то у торговых судов это отношение достигало 1:3. Широкий корпус в сочетании с высоким бортом обеспечивал кораблю вместимость, а главное, живучесть. В шторм неуклюжее судно с единственным прямым парусом становилось совершенно неуправляемым, но удерживать его носом на волну и не требовалось. Даже повернувшись бортом к ветру, такой корабль не опрокидывался и не заливался волнами.

Уже в 15 веке до нашей эры из Финикии в Египет ходили круглые корабли, имевшие палубу, водоизмещение 300 тонн и длину 30 метров. На каждый борт приходилось по 15 весел, необходимых для маневрирования и перемещения в отсутствие попутного ветра. А такая необходимость возникала часто. Примитивное парусное вооружение позволяло круглому кораблю двигаться лишь под очень небольшим углом к ветру.

Большинство круглых парусников греко-финикийской эпохи, впрочем, не имели палубы и были значительно меньше - всего 10-16 метров длины и 10-50 тонн водоизмещения. В открытом море их борта наращивались высоким кожаным фальшбортом. Такими же оказались и круглые корабли народов северной Европы, появившиеся 2000 лет спустя, уже в 5 веке новой эры. Первыми в дальние странствия начали пускаться ирландцы. Уже в 8 веке они открыли Исландию и, вполне вероятно, задолго до викингов достигли берегов Америки.

Рождение легенды

Мореходство всегда играло для жителей Европы намного большую роль, чем для азиатов. С другой стороны, если европейцам приходилось плавать преимущественно в небольших внутренних морях, то индийским и китайским мореходам из рек пришлось выйти сразу на бурные просторы океанов. Поэтому первые пригодные для дальних походов суда были построены все-таки в Азии.

На Средиземном море торговые корабли, способные ходить при боковом ветре, появились в римское время. Зерно и даже песок для стадионов из Александрии в Рим перевозили 4000-тонные многомачтовые гиганты.

После заката Рима просторы Средиземного моря бороздили парусники водоизмещением до 300 тонн. Византийцы и венецианцы называли свои корабли нефами , а арабы - куркурами . Арабским названием, произнося его «каракка» , скоро стали пользоваться и европейцы. От римских кораблей нефы отличались заимствованными у арабов косыми парусами. Это нововведение дало возможность купцам более эффективно использовать боковой ветер.

В середине 15 века корабелы севера и юга Европы объединили свои достижения. От ганзейских коггов каравеллы Колумба унаследовали рулевую лопасть, киль и расположенные в два-три яруса прямые паруса, позволявшие хорошо улавливать попутный ветер. От средиземноморских же нефов корабли нового времени получили косые паруса, незаменимые при маневрах и боковом ветре.

В сумме эти новшества позволили повысить скорость парусников до 15-18 км/ч и дали им возможность двигаться даже под острым углом к ветру. С этого времени парусники обрели настоящую свободу маневра в открытом море. Галсами (зигзагом) судно могло идти и против ветра.

Первые боевые парусники

Боевой кнарр.

До начала 16 века парусные корабли рассматривались почти исключительно как транспортники. Даже нефы и когги слишком зависели от направления и силы ветра и не обладали необходимой для военного судна маневренностью.

С другой стороны, в непогоду парусное судно было куда безопаснее, чем сидящая почти вровень с водой галера. Парусники имели возможность брать на борт большие запасы воды и пищи и надолго уходить в море, имея на борту до 200 лучников. Наконец, 4-метровый борт давал 300-тонному транспортнику огромный оборонительный потенциал. Залезть на него с ладьи или галеры было очень непросто.

Боевой круглый корабль отличался от гражданского башнями на носу и корме (форкастлем и ахтеркастлем ) и громадным «вороньим гнездом » на мачте. С внешней стороны борта приколачивался закрытый балкон для гребцов - кринолин .

Морская артиллерия

К концу 15 века корабли водоизмещением 500-800 тонн перестали быть редкостью, и океанские плавания уже не пугали мореходов. Но военные все еще относились к парусникам с недоверием. В маневренности когги уступали гребным судам, а вооружением не превосходили их. Правда, с середины 15 века в борта кораблей стали вделываться небольшие казнозарядные бомбарды , а из бойниц башен на врага смотрели раструбы гаковниц ... Но много ли артиллерии можно было поставить на верхнюю палубу без риска опрокинуть судно?

Прорезать в бортах корабля порты , чтобы размещать пушки на нижних палубах, догадались в начале 16 века. Возможность брать на борт десятки мощных орудий, не слишком поднимая центр тяжести судна, дала парусным кораблям огромное преимущество. Эпоха галер кончилось.

Военный корабль 16-18 веков почти обязательно имел к названию приставку «пушечный»: 20-пушечный, 40-пушечный и т. п. «Стандартной» морской пушкой считалось 24-фунтовое (по весу чугунного ядра, 1 фунт равен 0,45 кг) орудие. Соответственно, 48-фунтовка оказывалась «двойной пушкой », а 12-фунтовка - «полупушкой ». Орудия калибром менее 12 фунтов на флоте классифицировались как фальконеты . Если галера имела не более 0,3 фунта огневой мощи на тонну водоизмещения, то парусный военный корабль мог нести 1 фунт на тонну и больше.

Фальконеты устанавливались на расположенных на высоких поворотных станках - тумбах , и предназначались для обстрела вражеской палубы картечью. Пушки же крупных калибров имели колесные лафеты, крепящиеся к борту цепями за вбитое ниже ствола кольцо.

Морская пушка.

Так как вырывающиеся из ствола раскаленные газы представляли большую опасность, перед выстрелом дульный срез должен был несколько выступать за пределы борта. Для заряжения же пушку надо было втянуть обратно, причем на достаточную глубину, чтобы между нею и бортом можно было развернуться с банником и шомполом . Иногда, впрочем, заряжающий спускался на веревке с верхней палубы и работал, стоя на узком карнизе, расположенном ниже портов на наружной поверхности борта.

После выстрела пушка отлетала на длину цепей и благодаря отдаче возвращалась в положение для заряжения. Выкатывать ее обратно в боевое положение приходилось вручную. Это был тяжкий труд, ведь весило орудие в 120-180 раз больше своего снаряда. Расчет же 12-фунтовой пушки составлял всего 3 человека, а 24-фунтовой - 4 человека. Только 96-фунтовки обслуживали по 10-12 матросов.

Один расчет приходился на 2 орудия. Фактически, корабль мог вести бой только одним бортом. Малая численность обслуживающего персонала обуславливала и половинную по сравнению с сухопутными пушками скорострельность пушек морских.

Точность стрельбы морских орудий оставалась удовлетворительной только до 300-400 метров. Картечь и предназначенные для разрушения такелажа «гирлянды» ядер были опасны на вдвое меньшей дистанции. Дальше всего - до 1500 метров - огонь мог вестись по крупным береговым целям.

Не всегда была достаточна и энергия ядер. Деревянная броня линейных кораблей, изготовленная из нескольких слоев перекрещивающихся балок мореного дуба, «держала» даже выпущенные в упор снаряды «двойных» пушек.

Численность экипажей

Боеспособность парусного корабля обеспечивал многочисленный экипаж. Только для заряжения орудий 40-пушечного фрегата требовалось минимум 70 человек. А ведь кому-то еще нужно было подавать боеприпасы из трюма, заделывать пробоины и работать на помпах.

С парусами крупного фрегата в хорошую погоду могли справиться всего 10-15 человек, но в бою обслуживать мачты должны были сотни матросов. Ведь скорость выполнения маневров зависела от того, насколько быстро экипаж способен убирать и разворачивать паруса. В общей же сложности, с учетом нескольких офицеров, для управления 40-пушечным фрегатом требовалось 150-200 человек.

Парусник мог вместить примерно одного человека на тонну водоизмещения. Конечно же, в таком случае в трюмах и надстройках становилось очень тесно, а людей в дальнем плавании приходилось обеспечивать водой и пищей. Но капитанов это не смущало. Отправляясь открывать новые земли, Христофор Колумб нанял экипажи максимальной численности. Как в 10, так и в 18 веке залогом живучести и безопасности корабля считалось «множество сильных матросов».

Абордаж

Появившиеся в 16 веке крупные парусники с мощным артиллерийским вооружением стали первыми кораблями, предназначенными специально для дистанционного боя. Если линкор или фрегат и шел «в рукопашную», то не иначе как расстреляв все снаряды, либо уже против выведенного из строя противника. Но перестрелка между небольшими военными, а тем более торговыми судами обычно оказывалась нерезультативной. Ведь пушек они имели меньше, а сами представляли небольшую и подвижную цель.

Морской бой.

Особенностью абордажа в 16-19 веках стало то, что парусные корабли не предоставляли никаких удобств для такого вида боя. Если во времена гребного флота моряки переходили на борт плоской, как камбала, галеры по широкому абордажному трапу, то теперь им предстояло штурмовать высокий, заваленный внутрь борт. Палубы даже стоящих впритык судов не соприкасались, и, к тому же, доступ к ним затрудняли противоабордажные сети . При столь сложных условиях абордаж приобретал смысл только в случае подавляющего численного перевеса.

Огонь мушкетеров, конечно, мог играть роль, в первую очередь, в бою между небольшими кораблями, но при случае залпами обменивались и линкоры. В частности, пулей в морском бою был сражен знаменитый адмирал Горацио Нельсон .

Корабли пиратские и торговые

Всякое уважающее себя судно 16-18 веков несло какое-то вооружение для защиты от пиратов. Испанские и португальские галеоны (нао, нефы), как правило, ограничивались лишь несколькими небольшими пушками на верхней палубе. Но английские и голландские корабли, заполнившие океаны в 17 веке, вооружались куда основательнее.

Орудия на них располагались точно так же, как и на кораблях военных, - в портах на нижней палубе. Хотя несли их гражданские суда в 3-5 раз меньше. Океанский транспорт массой 800 тонн мог располагать дюжиной 12-фунтовых «полупушек» по бортам и фальконетами на носу, корме и надстройках.

Сэр Фрэнсис Дрейк.

Но пиратам и не нужно было много пушек. Ведь топить или сжигать «купца» они не намеревались. При атаке на торговый корабль стрельба если и велась, то по парусам, чтобы не дать ему спастись бегством. В свою очередь, «купец» старался попасть по парусам «пирата».

Если же пиратскому кораблю удавалось настичь свою жертву, он пускал в ход свое главное оружие - головорезов на палубе. Успех абордажной тактики обеспечивал в несколько раз более многочисленный, чем это было принято на торговых кораблях, экипаж.

Тактика морского боя

Тактика эскадренного боя в эпоху гребного флота во многом напоминала сухопутные сражения. Прикрывая борта друг друга, галеры выстраивались широким фронтом глубиной 2-4 ряда и стремились прорвать вражеский боевой порядок или охватить его с флангов.

Парусный корабль 18 века также сражался в строю, ибо, как и галера средневековья, он менее всего стремился оказаться в одиночку против двух противников, атакующих с разных сторон. Но теперь в прикрытии нуждались не вооруженные пушками борта, а уязвимые нос и корма корабля. На корме находились капитанский мостик и рулевые механизмы, а на носу - необходимая для маневрирования наклонная мачта, бушприт .

Боевым порядком эпохи парусного флота стала кильватерная колонна, в которой каждый корабль прикрывал впереди идущего от обхода сзади. Но если фалангу пехоты можно было охватить с флангов, то эскадра опасалась обхода с головы и хвоста колонны. Тяжелыми последствиями грозил также и прорыв вражеских кораблей сквозь строй. Когда «хвост» оказывался «обрублен», «голова» эскадры уже не могла развернуться ему на помощь. Возвращающиеся корабли вынуждены были бы идти галсами против ветра, что делало их очень уязвимыми для вражеского огня.

Корабли-призраки или фантомы, возникающие на горизонте и исчезающие, по поверью моряков, предвещают беду. Тоже и с кораблями, оставленными экипажами. Загадочные обстоятельства и необыкновенный флер жутковатой романтики сопровождают эти истории. Океан прячет свои тайны, и мы решили вспомнить все эти легенды - от "Летучего голландца" и "Марии Селесты", до менее известных кораблей-призраков. Возможно, вы не знали о многих из них.

Океан является одной из крупнейших и самых неисследованных областей Земли. На самом деле, океан покрывает до 70% поверхности земного шара. Океан настолько мало изучен, что, по данным сайта Scientific American, люди картографировали менее чем 0,05 % океанического дна.

При таком раскладе не кажутся такими уж невероятными все эти истории. А их великое множество -историй о кораблях, которые затеряны в морях, и все эти пустые корабли, дрейфующих без цели и команды на борту... Их называют кораблями-призраками. Умерший в полном составе экипаж, или по непонятным причинам исчезнувший...таких находок было немало. Загадочные обстоятельства смерти или исчезновения этих команд даже сегодня, со всеми технологическими достижениями и методами исследований, остаются таинственными. И исчезновения людей с борта по-прежнему никто не может объяснить. Почему весь экипаж покинул корабль, который остается дрейфовать, и куда же они все подевались? Штормы, пираты, болезни...может быть, уплыли на шлюпках...так или иначе, многие экипажи таинственным образом исчезли без объяснений. Море умеет хранить тайны, и неохотно расстаётся с ними. Многие катастрофы, произошедшие на морских просторах, так и останутся загадкой для всех.

15. "Ourang Medan" (Оранг Медан, или Оранж Медан)

Этот голландский торговый корабль стал известен как корабль-призрак в конце 1940-х годов. В 1947 году "Oранг Медан" терпел кораблекрушение в голландской Ост-Индии, о чем был принят сигнал SOS двумя американскими судами, "Город Балтимор" и "Серебряная звезда", идущим по Малаккскому проливу.
И моряки двух американских кораблей приняли сигнал SOS c грузового судна "Оранг Медан". Сигнал был передан членом экипажа, который был крайне напуган и сообщил, что остальные члены его команды мертвы. После этого связь прервалась. Прибыв на судно, весь экипаж был обнаружен мертвым - тела моряков застыли, будто бы в попытке защититься, однако источник угрозы так и не был обнаружен.

В статье, написанной в конце 1960-х Береговой охраной США, говорится, что на телах не было обнаружено никаких видимых признаков повреждений. Грузовое судно, как сообщается, занималось транспортировкой серной кислоты, которая была упакована с нарушениями. После того, как экипаж "Серебряной звезды" быстро эвакуировался и американцы покинули судно, они рассчитывали отбуксировать его к берегу. Но на корабле внезапно вспыхнул пожар, последовал взрыв и корабль пошел ко дну, что привело к окончательной гибели торгового судна. У вдовы одного из матросов, погибших на Ourang Medan, сохранился фотоснимок корабля и экипажа.

14. "Копенгаген"

Одна из морских загадок - бесследное исчезновение одного из новейших и самых надежных кораблей XX века, пятимачтового "Копенгагена". За всю историю парусного флота было построено всего шесть кораблей, похожих на "Копенгаген", и он был третьим по величине в мире в год постройки - в 1921. Он был построен для датской Восточно-Азиатской компании в Шотландии - на верфи Ромейджа и Фергюссона в небольшом городе Лейт вблизи Абердина. Корпус был выполнен из высококачественной стали, на борту имелась своя судовая электростанция, все палубные лебёдки были оснащены электроприводами, что существенно экономило время на парусных работах, и даже судовой радиостанцией. Двухпалубный стальной «Копенгаген» был учебно-производственным судном, совершавшим обычные рейсы и перевозящим грузы. Последний сеанс радиосвязи с «Копенгагеном» состоялся 21 декабря 1928 г. Никаких достоверных сведений о судьбе огромного парусника и 61 человека на его борту не было.

Было объявлено вознаграждение любому, кто укажет местонахождение пропавшего судна. Во все порты разошлись просьбы: сообщить о возможных контактах с «Копенгагеном». Но на этот призыв откликнулись капитаны только двух судов - норвежского и английского пароходов. Оба заявили, что, проходя южную часть Атлантики, выходили на связь с датчанами, и у тех все было в порядке. Восточно-Азиатская компания снарядила на поиски пропавшего судна сначала судно «Дюкальен» (но оно вернулось ни с чем), а затем «Мексико», которое тоже ничего не нашло. В 1929 году в Копенгагене комиссия по расследованию исчезновения судна пришла к выводу, что «учебный парусный корабль, пятимачтовый барк «Копенгаген», имея на борту 61 человека, погиб ввиду действия непреодолимых сил стихии...судно потерпело бедствие настолько быстро, что его команда не смогла ни передать в эфир радиосигнал бедствия SOS, ни спустить на воду спасательные шлюпки или плоты».

В конце 1932 года в юго-западной Африке, в пустыне Намиб, одна из британских экспедиций обнаружила семь иссохших скелетов, одетых в изорванные морские бушлаты. По строению черепов исследователи определили, что это были европейцы. По рисунку на медных пуговицах бушлатов специалисты установили, что они принадлежат форме кадетов торгового флота Дании. Однако на этот раз у владельцев Восточно-Азиатской компании сомнений уже не оставалось, ведь до 1932 года потерпело катастрофу только одно учебное судно Дании - «Копенгаген». А через 25 лет, 8 октября 1959 года, капитан грузового судна из Нидерландов «Страат Магелхэс» Пит Аглер, находясь возле южных берегов Африки, видел парусник с пятью мачтами. Он появился ниоткуда, словно всплыл из пучины океана, и на всех парусах шел прямо на голландцев... Экипажу удалось предотвратить столкновение, после чего парусник пропал, но команда успела прочесть надпись на борту корабля-призрака - «København».

13. "Baychimo" ("Байчимо")

Судно Baychimo было построено в Швеции в 1911 году по заказу германской торговой компании. После Первой мировой войны перешло Великобритании и следующие четырнадцать лет перевозило меха. В начале октября 1931 года погода резко ухудшилась, и в нескольких милях от побережья у города Барроу корабль застрял во льдах. Команда временно оставила судно и нашла приют на материке. Неделю спустя распогодилось, моряки вернулись на борт и продолжили плавание, однако уже 15-го октября Baychimo снова попал в ледяную ловушку.
На этот раз до ближайшего города было не добраться – экипажу пришлось устроить временное убежище на берегу, вдалеке от корабля, и здесь они были вынуждены провести целый месяц. В середине ноября разыгралась снежная буря, которая длилась несколько дней. А когда 24 ноября погода прояснилась, Baychimo на прежнем месте не оказалось. Моряки посчитали, что судно погибло в бурю, но несколько дней спустя местный охотник на тюленей сообщил, что видел Вaychimo приблизительно в 45 милях от их лагеря. Команда отыскала корабль, сняла с него драгоценный груз и навсегда его покинула.
На этом история Вaychimo не закончилась. Следующие 40 лет его изредка видели дрейфующим вдоль северного побережья Канады. Предпринимались попытки попасть на борт судна, некоторые были вполне успешными, но из-за погодных условий и плохого состояния корпуса корабль вновь покидали. Последний раз Вaychimo видели в 1969 году, то есть спустя 38 лет после того, как его покинул экипаж – на тот момент замерзшее судно было частью ледяного массива. В 2006 году правительство Аляски сделало попытку определить местонахождения «Корабля-призрака Арктики», но тщетно. Где теперь Вaychimo – лежит ли на дне или до неузнаваемости оброс льдом – загадка.

12. "Валенсия"

"Валенсия" была построена в 1882 г. компанией William Cramp and Sons. Пароход чаще всего использовали на маршруте Калифорния-Аляска. В 1906 году «Валенсия» шла рейсом Сан-Франциско - Сиэтл. Страшная катастрофа произошла в ночь с 21 на 22 января 1906 года, когда «Валенсия» находилась возле Ванкувера. Пароход напоролся на рифы и получил большие пробоины, через которые стала поступать вода. Капитан принял решение посадить судно на мель. 6 из 7 шлюпок были спущены на воду, но они стали жертвами мощной бури; всего нескольким людям удалось добраться до берега и сообщить о случившейся катастрофе. Спасательная операция не увенчалась успехом и большинство членов экипажа и пассажиров погибло. По официальной информации жертвами кораблекрушения стали - 136 человек, по неофициальной еще больше - 181. Выжили 37 человек.

В 1933 году шлюпка №5 была найдена около Баркли. Состояние ее было хорошее, шлюпка сохранила большую часть своей родной краски. Спасательная шлюпка была найдена спустя 27 лет после катастрофы! После этого местные рыбаки стали говорить о появлении корабля-призрака, который очертаниями напоминал «Валенсию».

11. Яхта SAYO; Манфред Фриц Байорат

Дрейфующую в 40 милях от Баробо 12-метровую яхту SAYO, пропавшую семь лет назад, обнаружили филиппинские рыбаки. У лодки была сломана мачта, большая часть салона была наполнена водой. Поднявшись на борт, они увидели у радиотелефона мумифицированное тело. По фотографиям и документам, найденным на борту, быстро удалось установить личность погибшего. Им оказался владелец яхты, яхтсмен из Германии Манфред Фриц Байорат. Мумификация тела Байората произошла под действием соли и высоких температур.

Дрейфующий корабль с мумией капитана, обнаруженный у берегов Филиппин, удивил многих. Немецкий путешественник Манфред Фриц Байорат - был опытным моряком, который путешествовал на этой яхте в течение 20 лет. Судя по позе, в которой застыла мумия капитана, в последние часы своей жизни он пытался связаться со спасателями. Причина его смерти по-прежнему остается загадкой.

10. "Лунатик"

В 2007 году 70-летний Юре Штерк из Словении отправился в кругосветное путешествие на своём «Лунатике». Для связи с берегом он использовал собранное собственноручно радио, но 1 января 2009 года он перестал выходить на связь. Через месяц его лодка прибилась к берегу Австралии, но на борту не было никого.
Те, кто видели судно, считают, что оно находилось примерно в 1000 морских миль от побережья.
Парусник был в отличной форме, и казался не поврежденным. Там не было никаких признаков нахождения Штерка. Ни записки, ни записи в журнале о причинах его исчезновения. Хотя последняя запись в журнале датируется 2 января 2009 года. А в конце апреля 2019 года "Лунатик" был замечен в море экипажем научно-исследовательского судна «Roger Revelle». Он дрейфовал примерно в 500 милях от побережья Австралии. Его точные координаты в то время были Широта 32-18.0S, Долгота 091-07.0E.

9. "Летучий голландец"

«Летучими голландцами» называют несколько различных кораблей-призраков из разных веков. Один из них - настоящий владелец бренда. Тот, с которым беда случилась у мыса Доброй Надежды.
Это легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.
Легенда гласит, что в 1700-е годы голландский капитан Филипп Ван Страатен возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся матерью, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Капитан, сквернослов и богохульник, навлёк на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия.
Первое печатное упоминание о «Летучем голландце» появилось в 1795 году в книге «Путешествие к Ботаническому заливу».

8. «Хай Эм 6»

Этот корабль-призрак, как сообщается, покинул порт на юге Тайваня на 31 октября 2002 г. В дальнейшем, на 8 января 2003 года, эта индонезийская рыболовецкая шхуна «Хай Эм 6» была обнаружена дрейфующей без экипажа возле Новой Зеландии. Несмотря на тщательные поиски, никаких следов 14 членов команды так и не удалось обнаружить. Капитан, как сообщается, последний раз выходил на связь с судовладельцем, Цай Хуань Чуе-эр, в конце 2002 года.

Как ни странно, единственный член экипажа, который объявился позже, сообщил, что капитан был убит. Был ли мятеж и его причины - неясны. Первоначально весь экипаж пропал без вести, и когда судно было обнаружено, никого не нашли. По результатам расследования, признаков бедствия или пожара на корабле не имелось. Тем не менее, говорили, что это судно могло перевозить нелегальных иммигрантов. Что тоже ничего не объясняет...

7. Призрачный Галеон

Легенды об этом корабле начались в конце 1800-х годов, когда он был построен. Судно собирались построить из дерева. Оказавшись в море, среди льдов, деревянный корабль вмерз в часть айсберга. В конце концов, вода начала прогреваться, погода менялась, теплело, и айсберг потопил корабль. Белый флот искал свое судно в течение всей зимы, каждый раз возвращаясь в порт ни с чем, под покровом тумана. В какой-то момент потеплело настолько, корабль оттаял и отделился от айсберга, и поднялся на поверхность, где его и обнаружил экипаж Белого флота. К сожалению, экипаж галеона погиб; останки корабля были отбуксированы в порт.

6. "Октавиус"

Один из первых кораблей-призраков, «Октавиус» стал им, потому что его экипаж замерз в 1762 году, а корабль дрейфовал еще в течение 13 лет с мертвецами на борту. Капитан пытался найти короткий путь из Китая в Англию через Северо-Западный проход (морской путь через Северный Ледовитый океан), но корабль затерло льдами. Octavius оставил Англию и направился в Америку в 1761 году. Пытаясь сэкономить время, капитан решился следовать неизведанным на тот момент Северо-Западным проходом, который впервые был успешно пройден лишь 1906 году. Судно застряло в арктических льдах, неподготовленная команда замёрзла насмерть – обнаруженные останки говорят, что это произошло достаточно быстро. Предполагается, что некоторое время спустя Octavius освободился от льдов и с мёртвой командой дрейфовал в открытом море. После встречи с китобоями в 1775 году корабль больше не видели.
Английское торговое судно Octavius было обнаружено дрейфующим к западу от Гренландии 11 октября 1775 года. На борт поднялась команда с китобоя Whaler Herald и нашла весь экипаж замёрзшим. Тело капитана было в его каюте, смерть застала в момент записи в бортовой журнал, он так и остался сидеть за столом с пером в руке. В каюте были ещё три окоченевших тела: женщины, завернутого в одеяло ребёнка и матроса. Абордажная команда китобоя покинула Octavius второпях, забрав с собой только бортовой журнал. К сожалению, документ настолько пострадал от холода и воды, что прочитать можно было только первые и последние страницы. Завершался журнал записью 1762 года. Это означало, что судно дрейфовало с мертвецами на борту на протяжении 13 лет.

5. Корсар "Дюк де Данциг" (Duc de Dantzig)

Этот корабль был спущен на воду в начале 1800-х годов в французском Нанте, и вскоре он стал корсаром. Корсары- частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооружённое судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а иногда и нейтральных держав. То же название применяется к членам их команд. Понятие «корсар» в узком смысле используется для характеристики именно французских и османских капитанов и кораблей.

Корсар захватил несколько судов, некоторые были разграблены, часть отпущены на волю. После захвата малых судов, чаще всего корсар покидал захваченные суда, иногда устраивая пожар на них. Загадочным образом этот корабль исчез в 1812 году. С тех пор он стал легендой. Считается, что вскоре после таинственного исчезновения, этот корсар мог быть крейсером в Атлантическом океане или, возможно, в Карибском бассейне. Ходят слухи, что его мог захватить британский фрегат. Наполеоновский "Гальего" сообщал об обнаружении этого корабля, дрейфующего в море совершенно бесцельно, причем палуба была покрыта кровью и устлана трупами экипажа. Тем не менее, не было видно никаких внешних признаков повреждения судна. Команда фрегата якобы нашли и забрали бортовой журнал, весь в крови капитана, а затем подожгли этот корабль.

4. Шхуна "Дженни"

Утверждается, что шхуна "Дженни", изначально английская, покинула порт на острове Уайт в 1822 году для антарктической регаты. Путешествие должно было проходить вдоль ледяного барьера в 1823 году, затем планировалось войти в льды в южных водах, и добраться до пролива Дрейка.
Но британская шхуна застряла во льдах пролива Дрейка в 1823 году. А обнаружили ее только через 17 лет: в 1840 году на нее наткнулось китобойное судно под названием "Надежда". Тела членов команды "Дженни" хорошо сохранились из-за низких температур. Судно заняло свое место в истории кораблей-призраков, а в 1862 году попало в список издания Globus, популярного немецкого географического журнала тех времен.

3. "Си Берд" (Sea Bird)

Большинство «встреч» с кораблями-призраками - чистые выдумки, но были и вполне реальные истории. Потерять судно или корабль в бесконечности мирового океана не так-то сложно. И еще проще потерять людей.
В 1750-х Sea Bird было торговым бригом под командованием Джона Хаксхэма. Торговое судно село на мель в районе штата Род-Айленд на Истон-Бич. Экипаж пропал неизвестно куда - судно было оставлено им без каких-либо объяснений, а спасательные шлюпки пропали без вести. Было сообщено, что корабль возвращался из плавания из Гондураса, перевозя товары из южного полушария в северное, и ожидалось, что оно прибудет в город Ньюпорт. При дальнейшем расследовании, на заброшенном корабле обнаружили кофе, кипящий на плите... Единственные живые существа, которые были обнаружены на борту, были кошка и собака. Экипаж загадочным образом исчез. Изложение истории судна был записано в Уилмингтоне, штат Делавэр и попало в новости издания Sunday Morning Star в 1885.

2. "Мария Селеста" (или Целеста)

Второй по популярности после «Летучего голландца» корабль-призрак - правда, в отличие от него, действительно существовавший. «Амазонка» (так сначала назывался корабль) пользовалась дурной славой. Судно много раз меняло владельцев, первый капитан погиб во время первого же плавания, затем корабль выбрасывало на мель во время шторма, и, наконец, его купил предприимчивый американец. Он и переименовал «Амазонку» в «Марию Целесту», считая, что новое название избавит корабль от неприятностей.
Когда 7 ноября 1872 года судно покинуло порт Нью-Йорка, на борту было 13 человек: капитан Бриггс, его жена, их дочь и 10 матросов. В 1872 году корабль, следовавший из Нью-Йорка в Геную с грузом спирта на борту, был обнаружен судном «Деи Грация» без единого человека на борту. Все личные вещи экипажа были на своих местах, в капитанской каюте стояла шкатулка с драгоценностями его жены и ее же швейная машинка с неоконченным шитьем. Правда, исчез секстант и одна из шлюпок, что позволяет предполагать, что команда покинула судно. Корабль был в нормальном состоянии, трюмы забиты едой, груз (корабль перевозил спирт) нетронут, но никаких следов команды обнаружено не было. Судьба всех членов команды и пассажиров полностью покрыта мраком. Впоследствии появлялись и были разоблачены несколько самозванцев, выдававших себя за членов экипажа и пытавшихся нажиться на трагедии. Чаще всего самозванец выдавал себя за кока корабля.

Британское Адмиралтейство провело обстоятельное следствие с подробным обследованием судна (в том числе и ниже ватерлинии, водолазами) и тщательным опросом очевидцев. Именно материалы этого следствия и являются основным и самым надёжным источником сведений. Правдоподобные объяснения происшедшего сводятся к тому, что экипаж и пассажиры покинули корабль по своей воле, отличаясь только в толковании причин, побудивших их на такое решение. Гипотез множество, но все они - только предположения.

1. Крейсер USS Salem (CA-139)

Крейсер USS Салем был заложен в июле 1945 в Bethlehem Steel Company"s Quincy Yard, спущен на воду в марте 1947 года, и вступил в строй 14 мая 1949 года. В течении десяти лет корабль служил флагманом Шестого флота в Средиземноморье, и Второго флота в Атлантике. В 1959 году корабль был выведен в резерв. В 1990 году его вывели из состава флота, а в 1995 году тот открылся для посетителей в качестве музея. Сейчас USS Салем стоит в доке в Бостоне, штат Массачусетс в Квинси-Харбор.

В Бостоне, одном из старейших городов Соединенных Штатов, для показа выставлены несколько пугающих исторических кораблей и зданий. Это судно, будучи старым военным кораблем, представляет собой сгусток историй - от мрачных достопримечательностей войны до гибели людей, если будет возможность попасть туда на экскурсию, вы сможете пережить острые ощущения и озноб от всех привидений этого корабля. Он получил прозвище «Морская ведьма», и, по слухам, он такой жуткий, что вы можете почувствовать холод просто глядя на его фото в Интернете.

В парусном флоте (конец XVII ? cередина XIX в.) наиболее крупным боевым кораблем стал линейный корабль? трехмачтовое судно с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек).

В зависимости от водоизмещения, размерений и, в первую очередь, от числа пушек, в соответствии с “Табелем о рангах кораблей” (XVII в.) корабли разделялись на шесть рангов. К середине XIX века водоизмещение линейных кораблей достигало 5000 т, вооружение? 130 пушек, экипаж? 800 человек.

Тенденции развития военных кораблей от галиона к линейному иллюстрирует английский военный корабль постройки 1637 года “Соверен оф зе Сиз” (“Владыка морей”) ? рис 9.1. Его водоизмещение 1530 т, наибольшая длина 71 м, ширина 14,2 м, глубина трюма 5,9 м, наибольшая осадка 6,75 м. Дальнейшее дробление (по сравнению с галионами) вплоть до четвертого яруса получила общая парусность. Впервые в истории судостроения артиллерийские орудия на нем размещались на трех палубах.
Этот корабль считается первым парусным линейным кораблем в истории судостроения. На трех сплошных батарейных палубах и занимавшей четвертый ярус батареи на шканцах было установлено
126 орудий, из них 20 тяжелых 60-фунтового калибра, восемь? 38-фунтового. Экипаж? 800 человек. Корабль был украшен многочисленными скульптурами и резьбой по дереву в стиле барокко. Стоимость корабля была грандиозной: за нее можно было построить десять обычных 40-пушечных кораблей. В вину английскому королю Карлу I, по приказу которого был построен этот корабль, ставилось неоправданное расточительство при финансировании строительства военно-морского флота. Политические страсти тех лет привели к тому, что король был казнен (в 1649 году) по приказу Оливера Кромвеля. Корабль же прожил долгую жизнь? три раза перестраивался и был на плаву
60 лет. Принимал неоднократно участие в морских сражениях, но погиб не в морской баталии, а сгорел на стоянке в Чатеме (под Лондоном) от огня опрокинувшейся свечи.

К первой трети XVII века относится вхождение Франции в состав великих морских держав. Это связано с именем герцога Ришелье, по инициативе которого началась реконструкция морских портов Франции, были куплены у Голландии несколько парусников, ставших первыми большими боевыми кораблями военно-морского флота. В 1636 году был спущен первый линейный корабль собственной постройки “Ле
Корона” (Корона) (водоизмещение? 2100 т, длина по ватерлинии?50,7 м, высота борта? 10,5 м, рот-мачта от киля до клотика? 57,6 м, вооружение? 72 пушки на трех палубах, экипаж? 604 человека). Корабль строил Шарль Морье.

Примером совершенного для того времени линейного корабля 1-го ранга может служить французский трехдечный 120-пушечный “Солей Ройял” (“Король-солнце”), построенный в 1690 году (рис. 9.2). Его размерения были близки к табелю о рангах и составляли: длина? 55 м, ширина? 15,5 м, углубление трюма? 6,7 м; экипаж? 875 человек. “Солей Ройял” в течение длительного периода по своим ходовым качествам, огневой мощи, декору считался самым лучшим среди линейных кораблей ведущих морских держав мира. Другим известным линейным кораблем 1-го ранга был испанский “Сантисима Тринидад” (рис. 9.3), построенный в 1769 году на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба). Корпус и палуба изготовлены из кубинского красного дерева, мачты и реи? из мексиканской сосны. Толщина бортов? 0,6 м. Впервые судно такого класса имело четыре орудийные палубы, на которых было установлено 144 орудия, 30 из них калибра 32 фунта располагались на нижней палубе. Дальность стрельбы этих орудий? 1,5 мили. На второй палубе были установлены два 18-фунтовых и двадцать шесть 8-фунтовых орудий и мортир. Остальные орудия занимали третью и четвертую палубы. Несмотря на многочисленные попадания в этот линейный корабль со стороны английских кораблей в Трафальгарском сражении в 1805 году, он
не был потоплен. Во время сражения на корабле находились 1200 моряков и солдат морской пехоты.

Участвовавший в Трафальгарском сражении английский линейный корабль “Виктори” сохранился до настоящих дней (рис. 9.4). Он стал кораблем-памятником и с 1922 года стоит в Портсмутском сухом доке в честь победы английского флота над объединенными военно-морскими силами Испании и Франции. Место на палубе, где упал смертельно раненный адмирал Нельсон, отмечено мемориальной пластиной. Линейный корабль был построен корабельными мастерами Д. Локом и Э. Алланом еще в 1765 году в Чатаме близ Лондона. Имел три палубы и три мачты. Для постройки “Виктори” было израсходовано 2,5 тыс. деревьев, главным образом дуба. Киль составлен из нескольких стволов вяза, шпангоуты обтесывались топором по чертежам, которые были изготовлены в натуральную величину. Борта толщиною 0,6 м состояли из внешней и внутренней обшивки, скрепленной стальными болтами и дубовыми нагелями. Водоизмещение? около 3,5 тыс. т, длина? 57 м, ширина? около 16 м, экипаж? 850 человек. Был вооружен 104 пушками, из которых более половины тяжелые? 32- и 24-фунтовые.

С конца XVII века для дальней разведки и крейсерской службы (самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью захвата и уничтожения вражеских торговых судов)в военно-морских флотах разных стран появляется новый тип корабля? фрегат? с достаточно мощным артиллерийским вооружением, но более быстроходный, чем линейные корабли. От последних он отличался меньшими размерами (водоизмещение 700?-1000 т и больше) и меньшим числом пушек. Среди фрегатов были и крупные, имевшие до 60 пушек, которые включались в боевую линию и носили название линейных фрегатов. Вот несколько характерных кораблей данного типа. Французский фрегат “Флора” (рис. 9.5), построенный в 1780 году, имел наибольшую длину?
47 м, по килю? 38 м, максимальную ширину? 11,6 м, осадку? 5 м, вооружение? 30 9-фунтовых орудия, экипаж?около 300 человек. Американский фрегат “Конститьюшн” (рис. 9.6), построеный в Бостоне в 1797 году, был предназначен для защиты американских судоходных путей от пиратов в Карибском и Средиземном морях. Длина его 62,2 м, ширина 13,6 м, высота борта 6,85 м. Вооружение доходило до 55 пушек, двадцать восемь из которых 24-фунтовые, а десять 12-фунтовые. Экипаж? 400 человек. Фрегат находился на плаву 150 лет, его неоднократно реставрировали, а с 1947 года он на вечной стоянке в Бостоне как судно-памятник.

Интересна история развития фрегатов. Первоначально, в
XIII?-XVI веках, фрегат (парусно-гребное судно при галерах) имел 4?5 пар весел, косой парус. В дальних походах буксировался флагманской галерой. Фрегатом также назывался наиболее крупный парусно-гребной корабль шхерного флота, кроме парусов он имел 12…18 пар весел, на вооружении у него было до 38 пушек. Пройдя ряд изменений, фрегаты как класс судов возродились и в современных военно-морских флотах разных стран (название было дано во время второй мировой войны). Ныне своей боевой задачей они имеют поиск и уничтожение подводных лодок противника, противолодочную и противоракетную оборону кораблей и транспортов при действиях в составе поисковых групп и сил охранения.

Корветы XVII-?XVIII веков? корабли водоизмещением 460 т и более; они имели такое же, как фрегаты, прямое парусное вооружение и 18?30 орудий на верхней палубе и использовались главным образом
для разведывательной и посыльной службы (рис. 9.7,а). Корвет “Астроляб” (Франция, 1811 г.) имел длину 101,04 фута (30,08 м), ширину по палубе 28,54 фута (8,7 м), осадку 11,97 фута (3,65 м), водоизмещение 380 т.

Бриги были существенно меньших размеров, чем фрегаты, их водоизмещение? 200?400 т, длина? до 32 м, ширина? 8…9 м, прямое вооружение на двух мачтах, на второй грот-мачте помимо прямых парусов ставился еще один косой. Экипаж? до 120 человек, артиллерийское вооружение? до 24 пушек. Они появились в XVIII веке и использовались не только как крейсерские, дозорные, но и как посыльные (рис. 9.7,б).

Общая площадь парусов, поднимаемых на 120-пушечном линейном корабле, доходила до 3140 м2, на фрегатах? 2500 м2, на бригах?760 м2, что на одну тонну водоизмещения давало соответственно 0,65;
1,0; 1,9 м2. Удельная парусная вооруженность определяла и скоростные качества кораблей. Бриги и фрегаты, скорость которых достигала 10 узлов, а масса парусов? 4 т, были более быстроходными, чем линейные корабли. Стремление ограничить разнообразие военного флота, внедрить проверенные конструкции кораблей привело к тому, что во всех флотах мира установилась практика составления корабельных штатов (упоминавшиеся выше табели о рангах). Наиболее полно были разработаны и неоднократно обновлялись штаты в Англии и Франции, а затем и в России. Они определяли иерархию боевых кораблей, а также основные характеристики и спецификационные требования к постройке. Представление о таких штатах начала XVIII столетия дает табл. 9.1, заимствованная из работы Р.М. Мельникова). Сведенья относятся к вооружению и комплектации английских кораблей по адмиралтейским правилам 1709?-1727 годов. Военный парусный флот сохранился до первой половины XIX века. Последней войной, в которой парусники принимали участие как главная вооруженная сила воюющих сторон, была Крымская. Она же и показала, что долгий век парусных военных кораблей закончился.

ВМФ России насчитывает 203 надводных корабля и 71 подводную лодку, в том числе 23 атомные подлодки, оснащенные баллистическими и крылатыми ракетами. Обороноспособность России на море обеспечивают современные и мощные корабли.

«Петр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий» является самым большим в мире неавианесущим ударным кораблем. Способен уничтожать группы авианосцев противника. Единственный находящийся на плаву крейсер знаменитого советского проекта 1144 «Орлан». Построен на Балтийском заводе и спущен на воду в 1989 году. Введен в эксплуатацию спустя 9 лет.

За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль. Флагман Северного флота ВМФ России, порт приписки – Североморск.
При ширине 28,5 метров имеет длину 251 метр. Полное водоизмещение 25860 тонн.
Два ядерных реактора мощностью 300 Мегаватт, два котла, турбины и газотурбогенераторы способны обеспечить энергией город населением в 200 тысяч. Может развивать скорость до 32 узлов, дальность плаванья не ограничена. Экипаж в 727 человек может находиться в автономном плавании 60 суток.
Вооружение: 20 пусковых установок СМ-233 с крылатыми ракетами П-700 «Гранит», дальность стрельбы - 700 км. Противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф (96 ракет вертикального пуска). Противовоздушная система «Кортик» с запасом 128 ракет. Артустановка АК-130. Два противолодочных ракетно-торпедных комплекса «Водопад», противоторпедный комплекс «Удав-1М». Реактивные установки бомбометания РБУ-12000 и РБУ-1000 «Смерч-3». На борту могут базироваться три противолодочных вертолета «Ка-27».

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435). Построен на Черноморском судостроительном заводе, спущен на воду в 1985 году. Носил имена «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». С 1991 года вошел в состав Северного флота. Нес боевую службу в Средиземноморье, участвовал в спасательной операции при гибели «Курска». Через три года по плану уйдет на модернизацию.
Длина крейсера – 302,3 метра, полное водоизмещение 55000 тонн. Максимальная скорость - 29 узлов. Экипаж в 1960 человек может находиться в море полтора месяца.
Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Гранит», 60 ракет «Удав-1», 24 установки ЗРК «Клинок» (192 ракеты,) и «Каштан» (256 ракет). Может нести 24 вертолета Ка-27, 16 сверхзвуковых самолетов Як-41М вертикального взлета и до 12 истребителей Су-27К.

«Москва»

«Москва», гвардейский ракетный крейсер. Многоцелевой корабль. Построен на судоверфях завода имени 61 коммунара в Николаеве. Изначально именовался «Слава». Введен в эксплуатацию в 1983 году. Флагман Черноморского флота России.
Участвовал в военном конфликте с Грузией, в 2014 году осуществлял блокаду украинских ВМС.
При ширине 20,8 метров имеет длину в 186,4 метра и водоизмещение в 11490 тонн. Максимальная скорость 32 узла. Дальность плавания до 6000 морских миль. Экипаж в 510 человек может месяц находиться в «автономке».
Вооружение: 16 установок П-500 «Базальт», две артустановки AK-130, шесть 6-ствольных артустановок АК-630, установки Б-204 ЗРК С-300Ф «Риф» (64 ракеты), пусковые установки ЗРК «Оса-МА» (48 ракет), торпедные аппараты, реактивные бомбометы РБУ-6000, вертолет Ка-27.
Копия «Москвы» - крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.

«Дагестан»

Сторожевой корабль «Дагестан» введен в строй в 2012 году. Построен на Зеленодольском судостроительном заводе. В 2014 году передан в Каспийскую флотилию. Это второй корабль проекта 11661К, первый – «Татарстан» является флагманом Каспийского флота.
«Дагестан» имеет более мощное и современное вооружение: универсальный РК «Калибр-НК», который может применять несколько типов высокоточных ракет (дальность стрельбы составляет больше 300 км), ЗРАК «Пальма», АУ АК-176М. Оснащен технологией «стелс».
При ширине 13,1 метра «Дагестан» имеет длину в 102,2 метра, водоизмещение 1900 тонн. Может развивать скорость до 28 узлов. Экипаж в 120 человек может находиться в автономном плавании 15 суток.
На верфях заложено еще четыре таких корабля.

«Настойчивый»

Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» был построен на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова и спущен на воду в 1991 году. Предназначается для уничтожения наземных целей, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений.
При ширине 17,2 метра имеет длину в 156,5 метра, и водоизмещение в 7940 тонн. Экипаж в 296 человек может находится в плавании без захода в порт до 30 суток.
Эсминец несет вертолет КА-27. Оснащен спаренными артустановками АК-130/54, шестиствольными установками АК-630, установками П-270 «Москит», шестиствольными реактивными бомбометными установками, двумя ЗРК «Штиль» и торпедными аппаратами.

«Юрий Долгорукий»

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» (первая подлодка проекта 955 «Борей») заложена в 1996 году в Северодвинске. Введена в строй в 2013 году. Порт приписки - Гаджиево. Входит в состав Северного флота.
Длина лодки 170 метров, подводное водоизмещение - 24000 тонн. Максимальная надводная скорость – 15 узлов, подводная – 29 узлов. Экипаж 107 человек. Может три месяца нести боевое дежурство, не заходя в порт.
«Юрий Долгорукий» несет 16 баллистических ракет «Булава», оснащена PHR 9R38 «Игла», 533-милиметровыми торпедными аппаратами, шестью установками акустического противодействия РЭПС-324 «Шлагбаум». В ближайшие годы на вервях России будет построено еще шесть подлодок такого же класса.

«Северодвинск»

Многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» стала первой подводной лодкой нового российского проекта 855 «Ясень». Самая «тихая» подлодка в мире. Построена в Северодвинске. В 2014 году вошла в состав Северного флота ВМФ России. Порт приписки – Западная Лица.
При ширине 13,5 метра, имеет длину 119 метров, подводное водоизмещение 13800 тонн,
Надводная скорость «Северодвинска» составляет 16 узлов, подводная – 31 узел. Автономность плавания – 100 суток, экипаж – 90 человек.
Имеет современный бесшумный атомный реактор нового поколения. Подлодка оснащена десятью торпедными аппаратами, крылатыми ракетами П-100 «Оникс», Х-35, ЗМ-54Э, ЗМ-54Э1, ЗМ-14Э. Несет стратегические крылатые ракеты Х-101 и может поражать цели в радиусе до 3000 километров. До 2020 года в России планируется построить еще шесть подлодок класса «Ясень».