Португалия – страна великих мореплавателей и западная окраина Европы. Город Порту, Португалия: достопримечательности, описание и интересные факты Развлечения и праздники

...или один день в городе давшем название стране .
Несмотря на то, что рассказ о северной столице Португалии, городе Порту я оставил на конец, посещение этого прекрасного города было самой серединой нашего "Большого португальского автопробега ". А оставил на закуску я его потому, что Порту настолько классный, что его нужно выносить в отдельный "зал славы" и размещать на особой полочке. Если у вас достаточно времени, и вы можете позволить себе две недели на знакомство с Португалией, вы вольны сами выбирать место для этого города, но если у вас всего один день на то, что бы урвать себе кусочек Португалии, то вы должны выбрать Порту. Можно не ездить на скалы Альбуфейры, пропустить Лиссабон, не забираться на 2000 метров на Торре Сьера да Эштрела, можно даже не видеть Синтру, Эвору и Коимбру, но обойти вниманием Порту нельзя! Порту является одним из самых интересных и примечательных городов Португалии, а также вторым городом страны по количеству населения. Более того, именно Порту дал название не только всей стране, но и знаменитому крепленому вину Портвейн.

Порту — один из древнейших городов Европы, бывшая столица страны и нынешняя столица портвейна. Это и оживленный промышленный центр, историческая часть которого, постоянно населенная как минимум с 4 века, получила от ЮНЕСКО статус объекта Всемирного наследия в 1996 г. В отличие от других крупных городов страны, центр Порту не столько барочный, сколько гранитный и монументальный. История Порту датируется примерно 300 г. до н. э. с прото-кельтского и кельтских людей, являющихся первым известным жителей. Руины этого периода были обнаружены в нескольких областях. В районе современного Порту также существовало поселение галлеков. Римский генерал Децим Юний Брут Каллаик завоевал город примерно в 136 году до нашей эры.
Римляне назвали город Portus Cale , то есть Красивый порт. Это название позже преобразовалось в Portucale, впоследствии давшего название всей стране — Portugal.

В Порту мы ехали из дворца Бусаку, о ночи в котором я . Из-за густого тумана, мы не стали тратить время на вершине Круз Альто и были в Порту уже рано утром. В итоге на город у нас ушли ровно сутки, чего было и достаточно, и чуть чуть коротковато. Учитывая почти неделю на португальской земле, мы уже достаточно впитали в себя местный колорит, и поэтому не распылялись на тупосидение на набережной, а сразу приступили к близкому знакомству с городом.

Когда мы на скорости в 165 км.ч влетели в пригород Порту, облака еще только поднимались и с океана ощутимо тянуло свежестью. Переехав реку Дору, в долине которой выращивают виноград для знаменитого портвейна, мы свернули к центру и тут же наткнулись на стоящие вдоль скалы машины. Бесплатная стоянка в 10-ти минутах от центра. Надо бы остановится посозерцать мосты.

И мы оставили машину в пяти минутах от понте Луиша. Забегая вперед, скажу что мы её так и не перегнали, потмоу что в центре, где мы жили с парковкой совсем грустно, а подземка за 25 евро показалась дороговатой. Так машинка и заночевала на набережной между мостами.

И вот он настоящий Порту со своим колоритом, которого нет ни в одном городе Португалии.

Жителей Порту называли и продолжают называть «трипейрос» — «едоки требухи». Суп из нее до сих пор остается фирменным деликатесом города. При этом горожане в культурном смысле держатся особняком от остальной Португалии, и здесь часто можно услышать фразу: «Порту — это нация».

На противоположной стороне реки, монастырь и как бы уже другой город - Вила-Нова-ди-Гая, хотя воспринимается он как заречье, часть Порту.

Именно с Вила-Нова-ди-Гая нужно начинать знакомство с Порту. Начать лучше с набережной. Потом подняться на смотровую площадку и насладится видами города, которому уже больше 2300 лет. Мы переходим на другую сторону через мост Луиша 1-го.

Где-то там, почти в полукилометре, мы бросили свою "копеечку" и тяжелые вещи.

По мере продвижения по мосту, город начинает открываться все новыми ракурсами. Порту великолепен!

В течение семи веков, вплоть до 1956 года, вино в Вила-ова-ди-Гая перевозили на живописных плоскодонных парусниках, называемых "баркош рабелош". Сейчас это делается по железной дороге. Но лодки баркош рабелош по сей день являются символом города.

Много-много баркош рабелош на набережной Порту. Я умышленно не говорю Вилла Нова де Гая, ведь это формальность, по сути это единый город, объединенный с пригородами в большой муниципалитет с численностью населения превышающим число жителей современной Латвии. 2400 000 жителей! Поэтому я настаиваю, что Вилла Нова де Гая это район Порту, противоположная центру набережная.

О самом портвейне, его производстве и прочем я расскажу в следующей публикации, сегодня гуляем.

Вдоль набережной тянутся бесчисленные погреба, где хранится портвейн всех известных и самых неизвестных марок. В погреба можно сходить как вмузей, поглазеть на штабеля бочек.

Бочки на баркош рабелош бутафория для антуража. Каждый уважающий себя дом портвейна обязан иметь парочку лодок с бочкми у пристани. Иначе как-то не солидно. Есть там и утилитарные прогулочные.

Я дошел до самого конца набережной к дальним погребам. С виду это типичные складские ангары доисторических времен.

Самая же красота за рекой, это центр Порту, район Рибейра, где живут трипейрос. От них и пошло название района. Трипейрос- пожиратели требухи. Так уж вышло, что трудяги рыбаки всегда были бедны, и после продажи рыбы, им доставались лишь рыбьи требуха. Сейчас это уже не рыбацкий район, и лодок с сетями ты тут не встретишь, но колоритно до невозможности.

На фото ниже виден старый трамвай, которому 80 лет и номер у него первый. Других нет. Идет аж до океана, стоит поездка 4 евро. Внутри деревянный, с двумя кабинами.

Инеса поехала на смотровую площадку на фуникулере, я пошел пешком, мне важно было заснять то что меня восхищало в облике старого города.

На то, что бы подняться к монастырю на площадку, у меня ушло добрых пол часа. Крутые улочки умело запрятаны от посторонних, без навигатора в телефоне я бы не нашел путь наверх.

Но до подъема еще далеко. Пока любуемся видами Порту.

У города какая-то особая аура. Порту очаровывает, он уютный и компактный. Общественный транспорт вам не понадобится. Бросайте машину за мостами и вперед пешком.

Обратите внимание на мост Понте Луиш, он двухъярусный. Внизу машины и люди, сверху поезда ранее и метро ныне. Хотя метро больше похоже на разжиревший трамвай, но сути это не меняет. И под мостом десятки баркош рабелош.

Поглядите на цветные домики в два окошка в первом ряду на набережной. Это ли не прелесть.

На небережную той стороны мы выйдем ближе к вечеру.

Ярусная застройка невероятно живописна и фотогенична. Особенно издали. Я одел Zuiko 40-150, дабы не выкручивать блинчик на максимум.

На фото ниже мы видим сразу несколько достопримечательностей Порту. Это колокольня церкви Клеригуш, самая высокая в Португалии, и служившая еще в прошлом веке маяком и ориентиром морякам, это Кафедральный собор, и епископский дворец-резиденция. (белое здание)

Поглядите на верхний ряд окошек епископского дворца. К среднему окошку мы еще вернемся позже.

Долго ли, коротко ли, но я возвращаюсь к мосту, что бы начать свое восхождение к смотровой площадке. Мост этот не простой. Мост дона Луиша (Ponte de Dom Luis). Мост через реку Дору - один из символов Порту. Нижний ярус моста автомобильный, на верхнем по средней части идёт метро, по краям пешеходы. Метро ходит довольно редко, так что пешеходы вполне могут перейти с одной стороны моста на другую - с них разные виды. Я так и делал, кстати.

Мост длиной 385 м соединяет Порту и его южный пригород, Вила-Нова-ди-Гая. Высота моста 44 м. По конструкции это металлический арочный мост, самый длинный в мире из мостов такого типа. Он строился с 1881 по 1886 год по проекту Теофила Сейрига, партнёра и ученика Гюстава Эйфеля. Говорят сам Эйфель внес некоторые поправки в готовый проект, который победил в конкурсе на строительство за счет своей дешевизны и стал носить имя короля Луиша Первого.

Небогатый район Порту.

Ну где там моя, Нэська? Фуникулер бестолковый. 300 метров удовольствия, хотя и экономия энергии.

С верхней точки Порту ещё прекраснее.

В паре километрах, за поворотом реки, в её дельте можно встретить дельфинов. Ведь там уже начинается океан и они заплывают в пресную воду поохотиться на рыбку.

В принципе тут весь интересующий нас Порту. Он не так уж огромен и двух дней на город достаточно.

Вот то самое метро, сдвоенный вагон идущий по мосту Дона Луиша, хотя его называют и мостом Эйфеля.

Очень трудно заставить неснимающего человека, сфотографировать тебя так как ты хочешь.

Крыши погребов.

Мост весь стальной, гулкий.

Гуляем туда, гуляем обратно. Туда по нижнему ярусу, назад по верху. Мост надо пройти обязательно. Ведь в самом его конце-начале и находится смотровая площадка с прекрасным видом на город.

Идем дальше.

Спустя час или более, мы в конце концов, всступаем в исторический район Рибейра.

С набережной Дору (станция Ribeira, практически под мостом дона Луиша) можно за пару минут и €2,50 подняться на скалу. Верхняя станция Batalha находится в 300 м от вокзала и станции метро São Bento, на той же высоте. Фуникулёр выполняет роль туристического аттракциона, но, если вам не жалко денег, это довольно неплохой способ сэкономить силы и время, если вам надо от реки подняться на уровень верхнего яруса моста. По моему это скучно, да и в никуда собственно.

Пешие маршруты куда живописнее. При нас фуникулером никто не пользовался, и мы его вообще не видели.

Под мостом живут не самые богатые португальцы.

Жёлтый домик, шириной в одно окошко, сдается или продается.

В левом верхнем углу снимка можно рассмотреть площадку, от которой мы идем.

Немой вопрос.

Внизу уже виден знаменитый вокзал Сан Бенту.

Но мы осматриваем все по порядку. И сначал у нас по пути романский собор и виды от его входа.

Следующим пунктом у нас значилась колокольня Клеригуш. Тут в соборе можно купить единый билет на три локации. Собор и музей, башня Клеригуш, и епископский дворец с экскурсией. Свободного входа в него нет, надо забить время и идти с экскурсоводом.

Сначала собор. Кафедральный собор, был перестроен из старой крепости в XII-XVIII века,

В сам собор вход свободный.

Романский собор, одно из старейших и одно из самых заметных зданий Порту, строился с начала XII по XIII век. Фасад собора состоит из двух квадратных башен с необычными куполами (сделанными в 1772 году), между которыми устроено окно-розетка в романском стиле. Входной портал построен в том же 1772 году в стиле барокко. В интерьере сохранились неф и романские колонны, но практически всё внутреннее убранство барочное. К югу к собору пристроен изначально готический клуатр.

История Порту ведется от римского Портокале, существовавшего в V веке, но поселения на этом месте были гораздо раньше. В начале VIII века его захватили и разрушили мавры, а в конце X века эти земли освободил Принц Генрих Бургундский. По его приказу здесь в 982 году началось строительство кафедрального собора. В 1147 епископ Порту Дом Хуго организовал английских, немецких и флагманских крестоносцев в морской поход на Лиссабон. Они помогли Афонсо Энрикешу освободить будущую столицу Португалии от мавров. В эпоху географических открытий Португалия становится важнейшей морской и торговой державой Европы, а Порту - ее основным портом и центром судостроения.

С самого основания Порту был свободолюбивым, независимым городом. Здесь часто были бунты и восстания, и даже инквизиция не имела в Порту особой власти. В 1757 году жители восстали против винной монополии, введенной Маркизом Помбалом (на восстановление Лиссабона после землетрясения). В 1832 Порту был центром борьбы Дом Мигуэля за власть, а в 1878 здесь прошли первые республиканские выборы.

В соборе нам понравилось. Нечто среднее между крепостью, монастырем и дворцом. Своих трех евро он стоит.

Немного подвис я на этой картине. Что на тарелке? Мне тут видится собака. Объясните как-тут и что?

Ну и конечно азулежу целыми стенами.

А в такие вот комоды с множеством ящиков святейшие клали счета.

Так выглядит площадь-смотровая площадка у входа в собор, и справа тут же вход в епископский дворец, но наша экскурсия через пару часов, поэтому мы отправляемся обедать и на колокольню Клеригуш, а про дворец расскажу вам вообще в следующей публикации.

Чайки тут необычно наглые.

Для покушать, мы выбрали небольшое кафе с хозяйкой поваром, не говорящей по английски но накормившей нас вкусно и не дорого.

Собор снизу.

И Порту сверху. Прямо подо мной то самое кафе.

А потом мы побрели к церкви Клеригуш по улочкам Рибейры.

Лично я такие места просто обожаю. Настоящий нетуристический Порту с местными жителями, своим ритмом и отсутствием гламура.

Тут на узких улочках своя жизнь.

Вот оттуда от собора мы идем. Можно бродить просто по ориентирам без навигатора.

Пока петляли, набрели на "смотровую площадку", упоминающуюся где-то в сети. Случайно, но я сразу вспомнил о ней. Место неформалов, судя по всему.

Тут не очень чисто, но днем терпимо.

Хорошо от сюда видно район Вилла нова де Гая.

Но лучший вид, на мой вкус, в сторону епископского дворца и моста Дона Луиша-Эйфеля.

Тыц тыц, спиртик, водочка, сигаретки?

Да, мы тут были, Сандеман пили, требуху ели, и вообще Порту полюбили.

Какая-то сиреневая улочка....

Мы почти вышли к Клеригуш.

Тут начинается более современный район, широкие улицы, машины, трамвай, банки и офисы.

Но уникальная атмосфера Порту все равно сохраняется и тут.

И вот она Торре душ Клеригуш.

Сама церковь украшена внутри разноцветным мрамором, никаких внешних красок. Это католической церковь Клеригуш (Clerigos) с колокольней (Torre dos Clerigos), являющейся самой высокой в Португалии (76 метров) и символом Порту. Долгое время она была ориентиром для моряков. Мы отправляемся наверх.

На башню, колокольню нужно идти пешком по ооочень узкой лестнице. Двоим людям не разойтись. С рюкзаком вообще засада. Создали пару пробочек. Но на разворотах чуть шире и вжавшись в стену пропускали идущих вниз.

У башни два увровня. То есть есть повыше и пониже. Несколько туристов очень удивились, когда мы вынырнули из стены, спустившись с верхней части и тут же устремились вверх.

Отсбда Порту весь как на ладони. В принципе видов отсюда достаточно и кроме площадки на той стороне реки, больше искать ничего не надо.

Оранжевая черепица, цветные домики, пёстро и ярко.

Некоторые домушки совсем малюпутенькие и втиснуты в какие-то щели.

Вот почти вся Рибейра в одном кадре.

Это восточная часть города.

Это северная...

Вдруг вы не поверили, что мы поднялись на 70 метров по старым каменным ступеням. Так вот вам доказательство. В следующей части вечерний Порту, набережная, и портвейн, конечно же.


Не от вида ли набережной реки Дора, с разноцветными домами ячейками старинного района Рибейра? Яркие краски домов, шумные таверны, построенные прямо на остатках городской крепостной стены. То тут, то там, снующие мимо лодки "рабелуш", те самые, которые использовались в прошлом для перевозки бочек с портвейном. Стоящие вдоль набережной Кайш лотки торговцев, торгующих всякой дребеденью...


01. В прошлый раз, описывая свою прогулку по , я остановился на колокольне церкви Клеригуш, откуда открывается замечательный вид на главные символы города.

04. Генрих Мореплаватель конечно знатный путешественник...
Авторы памятника, как бы невзначай, направили его указующий перст на

05. здание Биржи! Туда, откуда путешественник, символически черпал финансы на свои путешествия. И пусть Вас не смущает тот факт, что здание было построено спустя 430 после смерти Генриха, памятник ему авторы, поставили еще позже!

06. Покрутившись по узким улочкам Рибейры,

07. я наконец вышел на набережную реки Дора,

08.И замер от удовольствия, внимательно рассматривая детали ярких домов.

12. На другом берегу - другой город! Вила-Нова-ди-Гайя. Здесь находятся знаменитые винные погреба с португальским портвейном.

13. Пройдя по набережной Кайш, не смог отказать себе в удовольствии подняться на мост Луиша I

14. Самый известный символ Порту, построенный в 1886 году учеником Гюстава Эйфеля (того самого), бельгийским инженером Теофилем Сейригу. Двухуровневый мост, заменил мост Пенсил (1841 год), от которого остались памятные колоны (справа).

15. Вид на винные погреба (слева) Вила-Нова-ди-Гайя и на монастырь ордена святого Августина, расположенный в Сьерра-дель-Пилар. Дело в том, что Вила-Нова-ди-Гайя - это не только соседний город, но и старинный конкурент Порту. Чем больше вина хранилось в погребах города, тем богаче он становился. А монастырь, должен был украсить город, и стать достойным конкурентом противоположной Рибейры. Монастырь, действительно красив, а какой вид открывается оттуда на оба берега реки Дора! Это последнее обстоятельство, способствовало росту популярности монастыря, в том числе и у военных. Так, в 1809 году, еще только будущий герой битвы при Ватерлоо, - Велингтон, отрабатывал здесь планы португальской военной компании британской армии против наполеоновской армии. Да и сегодня, большая часть монастыря занята военными, и закрыта для доступа.

16. Пора подняться по лестнице в Небо

16.По пути встретиться дивные жилые улицы, можно даже посидеть и отдохнуть от утомительного подъема.)

18. К сожалению, Рибейра находиться в очень плачевном состоянии: Дома обветшали, и сегодня в них живут беднейшие слои общества. Поскольку район находится под охраной ЮНЕСКО, власти города обязаны сохранить и реставрировать Рибейру. Благодаря этому, состав населения района постепенно меняется, прежние жители перебираются в другие районы города.

19. А пустые дома, ждут своего часа реставрации и возвращения былого блеска, под охраной грозного рыцаря Вимара Переша , который однажды в 868 году отстоял город перед мусульманскими войсками.

20. Здесь же, на площади у Кафедрального собора Се, расположена колона Pelourinho - некогда позорный столб, служащий местом публичного унижения осужденных.

21. Ныне символ правосудия.

22. Кафедральный собор Порту выглядит как крепость, впрочем когда его начинали строить в XII веке, разница между собором и крепостью была невелика.) К собору прилегает дом церковного капитула , построенный в 1717-1722 годах, в тени остался дворец Епископа...

23. Так что Вимару Перешу есть что охранять на здешних холмах!

24. Ну вот наконец и верхний уровень моста Луиша I, по которому ходят трамваи Metro do Porto (рассказ будет!) .

25. С высоты почти 45 метров,

26. хорошо видны лодки "рабелуш" с бочонками португальского вина;

27. И словно игрушечные дома, на набережной Кайш-да-Рибейра;

28. И остатки крепостной стены, разрушенной в ходе перестройки городского вида в далеком XVIII веке;

29. И бегущие воды петляющей реки Дора, стремящиеся к океану, между двух огней конкурирующих соседей.

30. Красивый мост. Верхний уровень растянулся на 392 метра, нижний поскромнее, всего 174 метра.

31. Наконец, мы и добрались, до красивых, протокольных видов на Рибейру, которые открываются со строны Вила-Нова-Ди-Гайя.

31. Узнаете Кафедральный собор Се на холме? Именно с этого собора и начинался город Порту. Впрочем, жители Порту, особенно в присутствии лиссабонцев, не согласятся с нами, справедливо считая, что жизнь здешнего поселения началась задолго до прихода римлян...

32. Однако, Порту, как город, официально начал свой отсчет в XII веке, с момента постройки крепости-собора, известного сегодня как Кафедральный собор Се. Вокруг него начались строиться дома, распространяя городскую жизнь все дальше и дальше...

33. Сегодня Порту - второй по величине город Португалии. Численность населения - около 240 тысяч человек. А в агломерации Большой Порту (включая все окружающие города) - 1,75 млн человек. Почти мегаполис.

35. Sandeman - один из символов современного Порту. Этот товарищ очень известная личность, его силуэт можно увидеть то тут, то там, и везде с бокалом вина... Кто бы это мог быть?

Порту. История города.

Порту, второй по величине город Португалии с 500 тысячью жителей, дал название не только портвейну, но и всей стране. Когда-то на левом берегу Дору находилось римское поселение Портус (латинское "гавань"), а на правом - Кале (греческое "калос" - прекрасный). По названиям этих поселков мавры стали называть страну между Дору и Минью - Портукале. После изгнания арабов в XI веке здесь возникло христианское графство Портукалиа, ставшее впоследствии королевством Португалия.

Порту всегда жил торговлей. В 1050 году он стал важнейшим экономическим центром на севере страны, в XIII и XIV веках поддерживал морские торговые связи с Англией, Фландрией и городами Ганзы.

Тесные отношения с Англией, на поддержку которой король рассчитывал в борьбе с враждебной Кастилией, были упрочены Виндзорским договором 1386 года и бракосочетанием короля Жуана I с англичанкой Филипой де Ленкастре, состоявшимся в соборе в Порту. В 1394 году у них родился в Порту сын, ставший позднее Генрихом Мореплавателем.

Английские купцы, промышлявшие торговлей колониальными товарами, такими, как табак и сахар, издавна чувствовали себя в Порту как дома. Еще и сегодня в городе сохраняется британское влияние, корни которого в печально известном кабальном договоре с Англией 1703 года. Этот договор открыл английский рынок для португальских вин и обеспечил английским торговцам монопольное положение в сбыте портвейна. До сих пор некоторые крупные фирмы-производители портвейна носят английские названия.

В противоположность Лиссабону тон в Порту всегда задавала городская торговая элита. С раннего средневековья и вплоть до XVII века действовал закон, запрещавший аристократам строить здесь дворцы и вообще находиться в городе более трех дней. Даже король не имел в Порту своей резиденции и проживал на правах гостя в Епископском дворце. Городу удалось отвоевать многие гражданские свободы у епископа, но сопротивление лиссабонским властям было, конечно, безуспешным. Так, например, протест против виноторговой компании, основанной маркизом де Помбалом, был подавлен силой, а в Порту прислали генерал-губернатора Жуана де Алмада. Однако он сам и его сын Франсишку сделали для города немало хорошего. Именно им обязан Порту успехом работ по благоустройству и расширению города во второй половине XVIII века.

В XIX веке Порту был оплотом либеральных сил, деятельность которых вела к свержению монархии. Здесь в 1822 году провозглашена первая конституция. В Порту произошло первое, хотя и неудачное, восстание республиканцев. Диктаторский режим Салазара с самого начала не пользовался в этом городе никакой популярностью.

Сейчас Порту - промышленный центр, а его гавань Лейсойш - второй по величине порт Португалии. Горожане отличаются своим трудолюбием и неприхотливостью. Каждому португальцу известна поговорка: "В Лиссабоне кутят, в Порту работают, в Коимбре учатся, а в Браге молятся".

Порту — город похожий на этнографический музей. Он дал название не только всей стране, но и знаменитому крепленому вину Портвейн.

Порту, фото Benjamin Gillet

Порту (Porto) – город на севере Португалии, в устье реки Дору, недалеко от Атлантического океана. По величине и значению он числится вторым после Лиссабона. Старый город Порту находится на правом берегу реки. С 1996 года он носит статус объекта ЮНЕСКО. Архитектура старого центра формировалась несколько веков и полностью сохранилась. Город по количеству достопримечательностей и красоте может соперничать со столицей.

Современный Порту – развитый промышленный центр. В городе с населением около 240 000 жителей с 2002 года действует метрополитен. Через Дору построено шесть уникальных мостов. Гавань Лейшоеш (Leixoes) – важный грузовой порт страны. В Порту работает крупнейший университет Португалии.

Как все начиналось

История города начиналась с римского поселения, в V веке. На левом берегу реки Доуру жило племя Портус, на правом – Кале, поэтому территорию назвали – Портукале (Portucale). В VIII столетии поселение было захвачено маврами. В X веке мусульман изгнали, возникло новое христианское графство – владение Генриха Бургундского (отца Афонсу Энрикеша).

В эпоху Великих открытий Порту пережил расцвет. XIII-XIV века – это время сотрудничества Португалии, Англии и других стран ганзейского союза. Порту был торговым, буржуазным и промышленным городом. Он всегда стремился к автономии от центральной власти и противостоял Лиссабону. В XV веке стал центром судостроения. Местные жители всегда отличались бунтарским характером. Здесь не раз вспыхивали восстания.

Именно в Порту была принята первая португальская Конституция.

Достопримечательности Порту

Мост Луиша I

Кафедральный собор Порту

Церковь св. Ильдефонсо

Музей современного искусства

Художественный музей

Музей электрического транспорта

Музей транспорта и связи

Музей портвейна

Кафе Мажестик

Квартал Рибейра, фото Mariana Daher

Старинный квартал Рибейра (Ribeira) на берегу реки – сердце Старого Порту. Его узкие улицы с пестрыми фасадами домов перепутаны, словно лабиринт, некоторые дома до сих пор стоят на римском фундаменте. Многие здания красиво украшены «азулежу», традиционной керамической плиткой в бело-голубых тонах. Здесь всегда шумно — многочисленные рестораны и кафе, колоритные таверны открыты до позднего вечера.

Набережная Рибейра, фото AN07

Каиш-да-Рибейра (Cais da Ribeira) – пестрая набережная вдоль реки Дору. Здесь можно увидеть фрагменты древней крепостной стены и старинные грузовые суда, которые раньше перевозили портвейн, а сейчас «служат» прогулочными кораблями. На набережной вы сделаете отличные фотографии и купите сувениры.

Мост Луиша I ученика Эйфеля

Мост Луиша Первого, фото Małgorzata Kaczor

Мост Луиша I (Ponte de D. Luís) (1886 г.) — одна из визитных карточек Порту. Это двухуровневый мост, построенный на месте старого каменного. Архитектор — ученик и компаньон Гюстава Эйфеля, Теофил Сайриг. Нижний уровень — для автомобилей, он соединяет район Рибейра с погребами и винными складами города-спутника Вила-Нова-ди-Гая (Vila Nova de Gaia). Верхний - для метро, он связывает район железнодорожного вокзала Сан-Бенту, с верхней частью Вила-Нова-ди-Гая. Пешеходы могут ходить по обоим уровням. Мост Луиша I — одна из лучших смотровых площадок в Порту. Недалеко от моста находятся фуникулер и остатки крепостной стены Фернандины (XIV в.)

Кафедральный Собор Порту

Кафедральный Собор Се, фото E Assad (Massad)

Кафедральный Собор Порту (Sé Catedral do Porto) – храм, перестроенный из романской крепости в XII веке. Массивные зубчатые стены и две внушительные башни и сегодня придают собору черты оборонительной цитадели. В одной из часовен храма находится уникальный алтарь, изготовленный из 800 кг серебра. В 1809 году защитники города уберегли его от наполеоновских солдат.

Епископальный дворец

Епископский дворец, фото rangaku1976

Епископский дворец (Paço Episcopal) находится рядом с Собором Се. Это двухэтажное романское здание XII столетия, реконструированное в духе барокко и рококо.

Церковь Святого Ильдефонсо, фото ChihPing

Церковь Санто-Ильдефонсо (Igreja de Santo Ildefonso), XIII век. Перестроена в начале XVIII в., оформлена азулежу, на покрытие стен ушло более 11 тыс. плиток. В убранстве храма сохранились восемь оригинальных витражей и орган 1811 года.

Церковь Клеригуш, фото Dan

Игрежу-душ-Клеригуш (Igreja dos Clérigos) – барочная церковь Братства Клириков, построена в 1750 году. Главный фасад и тимпан оформлены статуями и рельефами, неф здания в плане имеет овал. К церкви пристроена 76-метровая кампанила Торре-душ-Клеригуш (Torre dos Clérigos), возведенная в период 1754–63 гг. Это самая высокая колокольня страны, много лет она служила ориентиром для моряков. На шестом ярусе Торре-душ-Клеригуш оборудована превосходная смотровая площадка.

Ратуша

Городская ратуша, фото Diego Delso

Строительство городской ратуши Порту (Câmara Municipal do Porto) началось в 1920 г., но использоваться для муниципальных целей она стала лишь с 1957 г. Шестиэтажное монументальное гранитное здание имеет подвал, два внутренних дворика, башню с часами-курантами высотой 70 м, на которую можно взобраться, преодолев 180 ступеней. Внутри находятся торжественно украшенные залы. Интерьер здания выполнен из мрамора и гранита.

Площадь Свободы, фото Diego Delso

Площадь Свободы (Praça da Liberdade) – архитектурный комплекс XIX–XX вв. в южной части Порту. Здесь установлен монумент королю Педро IV, даровавшему Португалии конституцию; стоит дворец Cardosas. К площади примыкает Центральный вокзал (Estação São Bento). А саму площадь окружают банки, гостиницы, рестораны и многочисленные офисы.

Вокзал Сау-Бенту

Вокзал Сан-Бенту, фото Concierge.2C

Центральный железнодорожный вокзал Сан-Бенту (Estação São Bento) (1916 г.) – гимн красоте португальского азулежу. Из бело-голубых изразцов выложены великолепные панно на стенах здания на сюжеты из самых ярких эпизодов истории Португалии.

Национальный музей

Суариш-душ-Рейш, фото Alegna13

Суариш-душ-Рейш (Museu Nacional de Soares dos Reis) – Национальный музей, открыт в 1833 году, он занимает неоклассическое здание дворца Карранкаш (Palácio das Carrancas). Основа собрания – коллекция работ скульптора Соариша дуж Рейша. Кроме скульптур здесь представлена богатая коллекция португальской живописи XIX–XX вв., собрание живописи XVII–XVIII вв., серебро, керамика, предметы интерьера, текстиль, стекло из Португалии и стран Востока.

Для ценителей искусства и истории в Порту открыто множество самых разнообразных музеев. Наиболее интересные:
музей современного искусства (Museu de Arte Contemporânea de Serralves),
художественный музей — дом-мастерская Антонио Карнейро (Casa-oficina António Carneiro),
музей электрического транспорта (Museu do Carro Eléctrico),
музей транспорта и связи (Museu dos Transportes e Comunicações),
музей портвейна (Museu do Vinho do Porto).

Кафе Мажестик

Кафе «Мажестик», фото Lilly Darma

Кафе «Мажестик» (Majestic Café) – самое знаменитое заведение города, работает с 1921 года. Здесь помпезные интерьеры в стиле ар-деко, богатое меню, огромный ассортимент кофе и десертов. Говорят, что именно в кафе Мажестик британская писательница Джоан Роулинг начала писать о Гарри Поттере.

Португальский портвейн

Португалия – родина портвейна (Vinho do Porto), это известно всем. Именно Порту был главным центром производства и транспортировки «национального достояния» с XII века. Название вина защищено по происхождению: только ликерные вина из винограда, взращенного в долине Дору, проданные в Порту, могут именоваться «порто». Подлинность и качество португальских портвейнов охраняются государством. Происхождение напитка подтверждает гарантийная марка, выданная Португальским институтом виноделия. В городе работает множество винодельческих компаний – крупных и маленьких. Самый известный бренд портвейна выпускает семейная винодельня Calem. Фирма основала даже собственный музей – «Porto Calem».

Развлечения и праздники

В Порту любят веселье и развлечения. Карнавалы, шествия, костюмированные балы здесь проходят постоянно по любому поводу. Сопровождаются они фейерверками, обилием угощений, музыкальными представлениями.

В феврале в Порту проходит карнавал.

В июне празднуют дня Святого Антония, центром событий в эти дни становится Кафедральный собор.

В ночь на 24 июня местные жители прыгают через костер и устраивают фейерверк – так проходит католический праздник рождения Святого Иоанна (São João do Porto).

В сентябре в городе проводится Международный фестиваль театров кукол – публика приезжает со всей Европы.

Дом музыки, фото Marinhopaiva

В городе построен масштабный Дом музыки; в двух его залах возведены прозрачные стены.

Ночная жизни в Порту также насыщенная. В городе множество ночных клубов, в которых можно хорошо повеселиться и отдохнуть. Большая часть таких заведений находится на набережной Рибейра и в пригороде Матозиньюш (Matosinhos).

Любители природы и неспешных прогулок по достоинству оценят Ботанический сад, самый старый в Португалии.

Что с погодой?

Зима в Порту теплая и мягкая, температура около +14°. Лето довольно жаркое и влажное, воздух прогревается до +25°. Наибольшее количество осадков выпадает зимой. Комфортным и теплым месяцем считается август. Средняя температура воды летом — +17°.

Что типичного поесть?

Португальская кухня проста и сытна, ее еще называют «крестьянской». В ней используются рыба, морепродукты и мясо, а гарниром обычно выступает рис с овощами. Обязательно попробуйте: говяжьи потроха; фейжоаду (блюдо из мяса, риса и красной фасоли); картофельный суп-пюре с капустой; тушеную треску с горошком; запеченую форель; икру из оливок. Из экзотики: морской черт, волчий окунь, козий сыр с толстой коркой.

Сладкие блюда почти все готовятся с добавлением миндаля и корицы. Среди десертов разнообразные торты и пирожные, муссы и пудинги, хрустящее печенье и фруктовые салаты.

Сувениры

Подарки и сувениры для родных и друзей лучше покупать в магазинах на улице Santa-Katarine. Именно там находится множество сувенирных лавок, уличных базаров и антикварных магазинов.

Самый популярный подарок из Порту — бутылка португальского портвейна. Стоит обратить внимание на керамику, изделия из коры пробкового дуба, фигурки петушков, обувь и текстиль.

Транспорт в Порту

Старинный трамвай в Порту, фото Andreas Nagel

До любой городской достопримечательности, которая находится в пределах города, довезет метро, состоящее из трех линий. Это оптимальный транспорт для туристов в Пору.

По городу можно передвигаться так же на автобусах и трамваях. Работает ночной транспорт. Альтернатива общественному транспорту — такси.

Но что надо обязательно сделать в Порту, так это проехаться в старинном трамвае 1930 г. и увидеть Атлантический океан из его окна. Салон трамвая обшит деревом, водитель управляет вагоном стоя, т. к. сидений нет.


Порту, давший имя стране (и напитку портвейн), - второй по величине город Португалии после Лиссабона.
Это очень старинный город, основан в 12 веке. он расположен в 270 км севернее Лиссабона. Его называют северной столицей Португалии.
Центральная часть Порту - самая главная достопримечательность. Город старинный, необычный и очень интересный. Конечно же в городе масса "официальных" достопримечательностей, много красивейших церквей, очень интересный железнодорожный вокзал, потрясающая набережная, и, конечно же, винные подвалы. Все это я покажу позже, а сегодня мы просто погуляем по городу.

Исторический центр Порту расположен на правом берегу реки Дору, в нескольких километрах от места её впадения в Атлантический океан. Центр города объявлен ЮНЕСКО Всемирным культурным достоянием.
В историческом центре города находится кафедральный собор XIII в. - Церковь Сан-Франсишку (Святого Франциска). Одной из самых ярких достопримечательностей Порту является барочная башня Клеригуш — самая высокая в Португалии — 76 метров или 225 ступеней. Строительство под руководством итальянского архитектора Никколо Назони было начато в 1754 году и завершено в 1763. Из современных зданий выделяется своей необычной формой Дом музыки.

А еще очень важной достопримечательностью Порту являются его мосты.

Через Дору перекинуто множество мостов, связывающих Порту с городом-спутником Вила-Нова-де-Гайа. Некоторые из них являются уникальными для своего времени технологическими решениями. Например, железнодорожный мост Понте-де-Дона-Мария-Пиа, возведённый в 1876—1877 по проекту Гюстава Эйфеля, был одним из первых проектов, принёсших его автору всемирную славу. Позже те же технологические решения были использованы Эйфелем при строительстве Статуи Свободы (1884—1886) и Эйфелевой башни (1889). Ещё одним уникальным для своего времени сооружением стал двухуровневый металлический мост Понте-де-Дон-Луиш, возведённый в 1881—1886 по проекту ученика и компаньона Эйфеля Теофила Сейрига.
Сооружён по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля Теофила Сейрига в 1886 году. Назван в честь короля Луиша I.


Понте-де-Дон-Луиш является своеобразным символом города Порту. Его изображение часто можно встретить на этикетках местного портвейна.
Мост имеет длину 385,25 м и весит 3045 тонн, длина же арочного пролёта равна 172 м, а его высота — 44,6 м.


Прямо по курсу -башня Клирегуш.




Перед нами - церковь Do Carmo. Этот очень симпатичный храм в архитектурном духе классицизма и барокко был воздвигнут в середине XVIII века по проекту архитектора Хосе Фгейредо Сейкаса. Каменный фасад украшают скульптуры пророков Илии и Елисея и статуи четырех евангелистов работы мастера итальянского барокко Николау Насони. Еще одна примечательная часть декора - огромное мозаичное полотно нежно-голубого цвета, изображающее сцены основания Ордена кармелитов.


































Порту был первым городом на Иберийском полуострове, где было организованно трамвайное движение. В Порту и Лиссабоне ходят вот такие маленькие трамвайчики. Другие просто не развернутся на узких улочках городов.


















Церковь Клеригуш была построена архитектором Никола Насони в период с 1732 по 1750 годы. Возводилась церковь специально для братства Клириков. Со временем архитектор сам вступил в Братство, и после своей кончины покоится в церковном склепе.
Башня Клеригуш находится за этой церковью, но в этом ракурсе в кадр не вошла.






Церковь и Башня Клеригуш.






Памятник Педро IV, первому королю Бразилии и Португалии, находится на площади Свободы в центре города.


Памятник разносчику газет












































Величественный и прекрасный собор Сэ в Порту возвышается над городом. Это самый старый собор в Порту, построенный в романском стиле.
Собор возведен как крепость и вокруг него строился весь город.
Самое ценное в соборе - его алтарь, на который было использовано 800 кг серебра. Чудесный внутренний дворик с азулейжуш, большая площадь с великолепной смотровой площадкой, где есть смотровые бинокли, чтобы любоваться на красные крыши домов и реку Дору.















































Интересная особенность почтовых адресов в Порту: у них нет номеров домов. Название улиц тоже, как правило, на домах не пишут, - только в начале и в конце улицы. А бывает, что просто начале улицы стоит столбик с табличкой, на которой написано ее название. Все. Больше нигде оно не упоминается.
Вдоль улицы нумеруются не дома, а парадные - входные двери. Сквозная нумерация вдоль всей улицы. На этом снимке это видно - номера над дверьми. Дальше адрес будет гласить, к примеру: второй этаж, 1-я квартира направо.
И ничего, находят.
Был случай. Мы взяли такси и поехали смотреть на океан (он в 7 км от города), а именно, на закат - как красиво солнце опускается в море. Такси отпустили, закатом полюбовались, а а после решили пройтись до отеля пешком и заблудились. Когда попытались сориентироваться по карте, где находимся, оказалось, что это сделать совершенно невозможно. Решили, что лучше мы будем искать не место нашего текущего нахождения, а сразу наш отель. Опять облом - португальцы, очень доброжелательные люди, размахивая руками, увлеченно рассказывали нам дорогу, но уследить за повествованием на португальском и воспользоваться советами, как оказалось, тоже нереально. Между тем дело двигалось к вечеру, даже к ночи, и вопрос возвращения домой встал остро. Просто так такси поймать невозможно, - надо вызывать на указанный адрес. Увидели балетную школу, зашли "на огонек", чтобы попросить их вызвать нам такси на свой адрес (по крайней мере, они его знают).
Кончилось тем, что одна из балерин доставила нас в отель на своем автомобиле. Глядя из окна автомобиля на дорогу, мы поняли, что сами бы мы туда не дошли ни в жизнь, и по прибытию в отель счастливее нас людей не было.






Характерная особенность архитектуры Португалии - облицовка зданий изразцами. Это не только красиво, но и очень полезно - летом изразцы защищают дома от жары, в межсезонье - от сырости. Дома в Португалии чаще всего отопления не имеют, поэтому во все сезоны белье сушат на улице.


На этом фото видим выход на набережную реки Дору. Ее я покажу в другом посте, а заодно и на кораблике по ней покатаемся.


Слева - кафедральный собор Святого Франциска, справа - дворец Болса. Дворец Болса - это Фондовая биржа, а также место, куда можно прийти, чтобы полюбоваться дворцовыми интерьерами, созданными местным архитектором Жоакимом да Коста Лима Жуниордля в середине XIX века для обычных коммерсантов. Сейчас это - своего рода музей, где экспонаты: разные скульптуры, фрески, картины, мебель, посуда и прочие специально подобраны и вписаны в интерьеры залов. Так, наиболее симпатично выглядят Арабский зал с золотыми арабесками, Дворик Наций под восьмиугольным стеклянным куполом, зал Трибунала, зал Собрания, Золотой зал и лестница из гранита и мрамора. Списано из интернета, ибо вовнутрь мы не заходили. Ну может кто-то из читателей заинтересуется и посетит.