Послевоенный Дрезден: возрождение из руин. Послевоенный Дрезден: возрождение из руин Германская Демократическая Республика

Сегодня продолжим виртуальную экскурсию по Дрездену и увидим город с высоты колокольни Фрауэнкирхе, погуляем по историческому пригороду, более-менее уцелевшему во время войны,заглянем на завод "Фольксваген", где производят люксовую модель "Фаэтон".

Внутреннее убранство Фрауэнкирхе, конечно, впечатляет. Для подъема на колокольню сделан специальный вход, и если приходить к самому открытию (по-моему, в 10 утра), то можно какое-то время побыть там практически одному.

А вот и виды с колокольни.

Хорошо видны масштабы продолжающейся реконструкции. Конечно, поражает, с какой щепетильностью немцы подходят к восстановлению разрушенного города. Многое безвозвратно утрачено как из-за масштаба потерь, так и из-за послевоенного порядка приоритетов: было не до красоты, особенно если учесть, что Дрезден являлся частью ГДР, со всеми вытекающими архитектурными последствиями.

А вот так Дрезден выглядел 70 лет назад, после англо-американских бомбардировок.

Чья-то уютная терраса.

Какая-то инсталляция, я так и не понял.

Погуляем еще немного по городу. "Улица Санкт-Петербургская" в Дрездене (как и ул. Дрезденская в Санкт-Петербурге) появилась после того, как эти два города стали побратимами.

Идеальная дорога: у автомобилей всего одна полоса, между велодорожкой и трамвайной линией.

Музей "Зелёные своды" — знаменитая коллекция драгоценностей в Дрездене, бывшая княжеская сокровищница Веттинов, охватывающая период от Ренессанса до классицизма.

По поводу этой скульптуры шли нешуточные дебаты, и рассматривалось решение ее демонтажа: кому-то казалось, что ее рука символизирует нацистский жест. К счастью, здравый смысл возобладал и скульптура осталось на своем месте.

Немецкий музей гигиены - был основан как народный учебный центр гигиены в 1912 году немецким предпринимателем и фабрикантом Карлом Августом Лингнером. В музее можно было получить знания об анатомии человека, о здоровом питании, личной гигиене и сохранении здоровья. Начиная с 1933 года в музее создаётся экспозиция, посвящённая сохранению чистоты арийской расы и расовой гигиены в духе господствовавшей в стране национал-социалистской идеологии.

Дрезден достаточно зеленый город, но, как и в Берлине, в парках и скверах очень мало людей. Возможно, это связанно с особенностью менталитета - в рабочие часы работать, а не гулять по паркам:-) Может быть эта особенность и делает Германию экономикой номер 1 в Европе.

В Дрездене расположен один из заводов концерна "Фольксваген", где производят только одну модель - люксовые "Фаэтоны". Само здание называется "Стеклянная мануфактура" и имеет совершенно космическую архитектуру, его постройка обошлась предприятию в 180 млн. евро.

Велопарковка перед зданием.

Прототип, чем-то напоминающий VW Scirocco.

Красавец-"Фаэтон". Хотя в России продажи этой модели как-то не пошли, что и не удивительно, ведь мало кто готов выложить от 4,5 млн. руб. за "Фольксваген", пусть и премиального уровня.

Фойе завода. Каждый час начинаются экскурсии по предприятию, включая сборочные линии.

Макет и интерактивная карта. Прямо не завод, а настоящий музей.

Главная фишка - прозрачность. По задумке архитекторов, в здании прозрачные стены. Вот, например, склад готовой продукции.

Сборочная линия.

Кузовной цех.

Общий план с обратной стороны.

На дорогах в Дрездене "Фаэтон" не встретился ни разу, да и вообще дорогие машины там редкость. А вот велосипедов - сколько угодно. На этом фото их, наверное, больше, чем пешеходов.

Понедельник, рабочий день, полупустые дороги.

Посмотрим на один из малоэтажных районов города, уцелевший во время войны.

Замок Альбрехтсберг — один из трёх эльбских замков на правом берегу Эльбы. Построен в стиле прусского классицизма в 1850—1854 годах учеником Шинкеля архитектором Адольфом Лозе для прусского принца Альбрехта, младшего брата королей Пруссии Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. С 1937 года постройки замка использовались под казармы и конюшни кавалерийской роты СА. С 1943 года подвалы замка служили убежищем во время бомбардировок для воспитанников детских домов Дрездена. После войны в Альбрехтсберге как и в других эльбских замках были расквартированы подразделения Красной армии. В 1948 году в замке, выкупленном у города министерством иностранных дел ГДР, открылся отель "Интурист". В 1951 году во дворце открылся первый в ГДР дворец пионеров по советскому образцу. Сейчас же здание замка используется для проведения различных культурных мероприятий и арендуется для проведения свадебных церемоний.

Слева замок Лингнера — средний из трёх эльбских замков. Вилла, построенная в 1850—1853 годах по заказу принца Альбрехта Прусского и по проекту архитектора Адольфа Лозе, более известна благодаря самому знаменитому из её владельцев, предпринимателю Карлу Августу Лингнеру (тому самому, что открыл народный учебный центр гигиены).

А справа замок Экберг. Это могущественное и таинственное сооружение возводили на протяжении почти трех лет, с 1859 по 1861 годы. Заказчиком был торговец Иоганн Даниэль Суше из Франкфурта-на-Майне, архитектором - дрезденский мастер Кристиан Фридрих Арнольд. Большую роль в создании стиля замка сыграла любовь Суше к Англии, поэтому при возведении использовали все элементы тюдорской неоготики. Таким образом, во второй половине XIX века на берегу Эльбы возник волшебный мир Британии.

Хотя центральная часть Дрездена и была почти полностью разрушена, окраины города этой участи избежали, поэтому до сих пор мы можем встретить оригинальные исторические здания.

Ну и еще несколько кадров из центральной части города.

Дрезденский вокзал - красивое, монументальное здание. Город является крупным железнодорожным узлом. Здесь сходятся железнодорожные линии пяти направлений. На скоростном поезде можно добраться до Берлина за 2 часа 10 минут.

На этом поезде я вернулся обратно в Прагу, о которой рассказывал в предыдущих постах.

Курт Воннегут "Бойня номер пять, или крестовый поход детей"

Дэвид Ирвинг "Разрушение Дрездена. Самая крупномасштабная бомбардировка Второй мировой войны. 1944-1945"

Интернет переполнен фотографиями и постами из Дрездена. Это и неудивительно, ведь Дрезден является одним из наиболее посещаемых туристами немецких городов. Но мало кто из туристов выходит дальше пределов туристической резервации - старого города и района пивнушек Нойштадт, поэтому все эти фотографии и отчеты выглядят банальными и повторяющимися. Сегодня я попробую показать совсем не тот Дрезден, который вы привыкли видеть. Сегодняшний пост посвящен дрезденскому архитектурному наследию ГДР - панелькам и высоткам, коих в этом красивом городе бесчисленное множество. И что самое удивительное - они не только не нарушают городскую картину, а наоборот украшают ее. Но давайте посмотрим на все своими глазами...

01. Первые три фотографии сделаны с обзорной площадки, расположенной на верхней станции дрезденской подвесной дороги . С этой обзорной площадки виден весь Дрезден как на ладони. А его территория весьма обширна, ведь по занимаемой площади Дрезден является четвертым городом Германии после Берлина, Гамбурга и Кёльна.

02. На окраинах Дрездена во времена ГДР были построены огромные жилые массивы многоэтажек. Вдали на фото один из крупнейших подобных районов - Пролис. Район весьма специфический, построен по советским лекалам и в настоящее время заселен в основном безработными и малообразованными слоями населения. При той дешевизне и широком выборе жилья, который царит в Дрездене, снимать квартиру в Пролисе может лишь человек, сознательно близкий той социальной среде. Если хотите привезти из Дрездена оригинальный и непопсовый фотоотчет - поезжайте в Пролис, конечная 1, 9 и 13 трамваев. Только делайте это в светлое время суток и фотографировать людей рекомендую незаметно, там они ммм.... немного раздражительные.

03. Блочными массивами застроены не только окраины города, но и весь его центр, что наглядно демонстрирует данная фотография. Бетонные глыбы многоэтажек и шпили соборов образуют тут единый городской пейзаж и он удивительно гармоничен.

04. Переместимся в центр города и рассмотрим его поближе с высоты. Туристический заповедник, то есть территория старого города, очерчена колокольнями соборов и башней городской ратуши (самая правая). Наверху ратушной башни находится смотровая площадка, но последние годы ратуша находилась на реконструкции и доступа наверх не было. Этой весной собираюсь навестить Дрезден. Надо будет проверить, не открыли ли смотровую площадку, виды с нее должны быть потрясными.

05. А это территория рядом с моим . Фотографировал, кстати, с верхнего этажа центрального институтского корпуса. Тут зона ГДР. Три высотки вдали - университетские общежития, с балкона одного из них был сделан предыдущий кадр.

06. На переднем плане еще одно университетское общежитие, одно из немногих, которое не санировали. Проекты по его санации уже в стадии рассмотрения и вот вот должны начаться работы. Вообще то тут два здания-близнеца, но ракурс так вышел, что один близнец спрятался за вторым.

07. Еще один видок с верхнего этажа институтского корпуса. В этот день мне очень повезло с погодой.

08. Внимательный взгляд заметит на фотографии золотой купол. А наша экскурсия тем временем телепортируется на балкон верхнего этажа правой высотки.

09. По этой фотографии не сразу поймешь, что сделана она в Германии. Русская православная церковь органично вписывается в окружающий пейзаж лишь подчеркивая колорит этого района.

10. Православный храм был возведен в 1872-1874 годах в русско-византийском архитектурном стиле, подробней про него можно прочитать в википедии .

11.Это студенческий район, расположенный между двух самых крупных учебных заведений города - Технического университета и Института техники и экономики. Справа на фото санированная студенческая общага, слева обычный жилой дом за которым видны корпуса института и студенческая столовая с красной треугольной крышей.

12. Красивая церковь, хотел бы добавить пару фотографий интерьеров, но при виде фотоаппарата работники храма становятся ммм... раздражительными, как жители Пролиса.

13. Еще один комплекс высоток - это тоже студенческие общежития. Все они были близнецами, построенными по одному проекту, но при санации к ним подошли творчески и теперь они стали украшением района.

14. Они же но с другого ракурса. Красота!

15. Эти близнецы - тоже студенческие общежития, расположенные в самом центре города. В одном из них я прожил счастливых четыре года.

16. Но вернемся на верхний этаж институтского корпуса и выглянем в окно с обратной стороны здания. Что мы видим?

17. Наверное так бы выглядел утопический социалистический город, если бы все таки удалось построить коммунизм:)

18. Красота!

19. В кадр попала пригородная электричка, только что покинувшая здание главного вокзала и направляющаяся в сторону национального парка "Саксонская Швейцария".

20. А эти высотки-близняшки - обычные жилые дома. Мало того, что они высокие сами по себе, так еще и стоят на возвышенности. Виды оттуда должны быть захватывающими. Что ж проверим... и телепорт переносит нас на верхний балкон правой из них.

21. Вид с балкона открывается действительно потрясающий.

22. До чего красив этот утопающий в зелени город!

23. Выражение "утопающий в зелени" тут приобретает совершенно буквальный смысл. Зеленое море полностью поглотило городские улицы, эстакаду железной дороги, дома и площади города. Высотки и крыши многоэтажек напоминают острова в этом огромном, простирающимся до горизонта зеленом океане.

24.

25. Взгляд с обратной стороны на три высотки - студенческих общежития с восьмой фотографии. С балкона средней из них я снимал район с русским православным храмом, что на фотографиях выше. Два одинаковых здания в нижней части фото - корпуса земельной библиотеки SLUB, знакомой каждому студенту Дрездена. В разгар сессии эта библиотека становится вторым домом для тысяч студентов.

26. За что я люблю Дрезден - так это за его многоликость. Тут удивительным образом соединяются множество исторических эпох, причем настолько гармонично, что каждая из этих эпох не теряет своей атмосферы и самобытности. В результате, прогулка по районам города превращается в путешествие во времени сквозь богатую историю этого великого города.

27. В следующем посте я продолжу осмотр города с высоты и покажу высотный Дрезден более разносторонне.

28 сентября. Проспал и встал уже в 7 утра. Будильник на телефоне не заводил, а выключил его, чтобы не разрядился на холодном воздухе. Сходил в туалет, быстро собрался. Ричард и Фиона тоже уже собирались завтракать – они обстоятельные туристы, не то что я, катаюсь на подножьем корме и орешках. Ричард показам мне книжку, путеводитель по вело дороге EuroVelo 7 (от Норвегии до юга Италии). По этой книге получалось, что до Дрездена от места нашей дислокации еще 90 км. А я думал всего от Праги чуть больше сотни. Поэтому придется сегодня сходить с велотрассы и срезать по другим маршрутам.

На другом берегу Usti nad Labem

Я докатил до Uste nad Labem . Изучил путь к границе, чтобы ехать через Петровице и Хелендорф . Сейчас нужно переезжать реку и проехать через город. В городе я обнаружил супермаркет. В 8 утра он уже был открыт, и я закупился кефиром, колбасой и рожками. Пока упаковывал все это в рюкзак на стоянке, то подошел другой велосипедист и умудрился всю свою корзину с кучей еды запихать по сумкам на велосипеде и в рюкзачок. Я его расспросил, как бы мне к границе покороче проехать. Он вначале завел свое чешское: i don’t speak English, sorry, mister. Но на вопрос: Дорога до Петровиче до Дрездену? отреагировал и стад более общительный и показал на моем навигаторе как лучше ехать. Ехать нужно через Клумец, но перед Наклеровом будет крутой подьем. Подумаешь, испугал. Спасибо большое за подсказку.


Хоккейный клуб 2 лиги Чехии – Слован (Usti nad Labem)

Выезжаю из города, вижу афишу местного хоккея. Команда Усти над Лабем – Слован играет во второй лиге и сегодня они играют с Рыцарями Кладно. Соперники из Кладно – это команда принадлежит Яромиру Ягру и его отцу. Во как. Но нам сегодня некогда, нам завтра улетать из Дрездена. Поэтому нас ждет ГДР.

Нормально доехал до Клумца (Chlumec) , проехал развязку. Появились стеллы со львами в честь победы над Наполеоном. Как я понял из надписей на памятниках, здесь австрийцы хорошо разгромили Наполеона. Но помимо австрийцев, здесь сражались и русские войска. Поэтому тут есть стелла австрийская на немецком языке и русская, соответственно, на русском. Вот такие тут удивительные места.


А сейчас начнется удивительный подьем на перевал. Как переезжаешь железную дорогу в Тельнице , то трасса сразу резко ведет в гору. Шесть километров очень крутого подьема. Ставим звездочки на самые низкие передачи, выключаем мозг, медленно повторяем сами себе «we are living in yellow submarine» и так за каждый поворот колеса. Не торопимся, не рвем жилы. Просто медленно крутим. На половине пути сделал остановку, заметил крутой лесок, где можно было вчера организовать дикую ночевку. Отметил место на карте – вдруг еще занесет в эти места. А вот такой вид с горки.


Еще немного и я на перевале. Здесь расположено кафе Вандам. Это имя французского полководцв, которо победили наши в битве в этих местах. А еще тут люди в поле запускают воздушных змеев. Самого населенного пункта Наклеров по сути нет. Тут всего 5-6 дворов. И очень пронизывающий ветер.


Теперь я качусь с горы. Также круто как и в гору, только километров десять и уже до самой границы. Пролетаю Петровиче не останавливаясь. Здесь много лавок и рынков, чтобы продавать недорогие чешские товары заезжим немецким жителям. Но все товары тут, конечно, китайские, а продавцы больше – вьетнамцы. Местный производитель представлен мешками с картошкой. Я капитально замерз и хочу выпить кофе. Но денег в обрез и в кафе заезжать нет желания и возможности. За последнем километре до границы стоит заправка. Там же находится кофе-машина. Сливаю ей мелочь и по 12 крон выпиваю два стаканчика горячего кофе. Ура. Я согрелся и можно прощаться с Чешской республикой.


Вьезжаю в ГДР и тут же замечаю, что стало больше машин. Мне понадобилось полчаса езды по обочине, чтобы привыкнуть более активному потоку машин. Нужно вернуться на велодорожку, чтобы стало комфортней. А это значит нужно крутить в сторону Эльбы до города Пирна. Дорога все время под горку, за исключением небольшого подьемчика. Но потом снова вниз.


Я вьехал в Пирну и решил пересечь реку, чтобы на противоположном берегу найти дорожку. Но на всякий случай остановил местного велосипедиста. Он вызвался показать дорогу и не повез меня к мосту, а хитрым путем вывел к велодорожке. Той самой на Дрезден. Я поблагодарил его и покатил вдоль Эльбы. Вот так я срезал километров 25-30, и качу по Германии. Надписи все непонятные,но зато можно тратить евро, а они есть у меня. В час дня сделал привал и пообедал булочками и пряниками, что купил в Чехии утром.


В одном месте был объезд. Вот по таким ситуациям сразу видно, что к велосипеду относятся как средству передвижения. Во-первых, в связи с обьездом перевешали все указатели и знаки велодорожки. Чтобы я ехал и знал где свернуть и не потерялся на пути. Все указатели. Я на этом объезде насчитал не менее 20 указателей, которые пришлось заменить с прямой стрелкой на стрелку с поворотом. Во-вторых, когда я вернулся на велодорожку вдоль реки и обернулся назад, то понял почему сделали объезд. Просто на этом участке бригада рабочих на грузовике и двух подьемных кранах срезали старые и длинные ветки над велодорожкой. Чтобы они не упали и никого не повредили. Для безопасности передвижения на велосипеде. Не на машине.


До Дрездена километров восемь. Практически, я уже в городе. Проехал телевышку на горе. Все больше велосипедистов. А на параллельной дорожке совершают пробежки. Сверился с навигаторов и выехал в нужном месте на мост, чтобы уже продолжить путь по противоположному берегу Эльбы. С обоих сторон реки шикарные виды. Остановился и попросил сидящего с книжкой студента снять меня на телефон Nokia Lumia. Вот что получилось.


В городе велосипедистов не меньше. На перекрестках отдельные светофоры и разлиновка велодорожек по всему городу. Я быстро нашел хостел «Кенгуру» где я планирую остановиться на одну ночь. На ресепшене мне выдают постельное белье, ключ и карту местности и оценивают мою шутку насчет страны Deutsche Demokratische Republik. – Same shit but another name of country.

Последние 79 км путешествия

Воспользовавшись компьютером на ресепшн выгрузил все свои треки на Strava, отмылся и пошел кататься по городу. Уже столы к Octoberfest накрыты. Можете приезжать и заливать себя пивом с сосисками. Заехал в галерею Дрездена, но сегодня понедельник – все музеи закрыты. Нужно будет завтра утром успеть перед вылетом посмотреть на Сикстинскую Мадонну Рафаэля.

Очень красивые тут трамваи на налаженная сеть общественного транспорта.


А вот это велосипедная парковка возле вокзала. Я насчитал 150 велосипедов, и еще половина такой парковки на другой стороне площади. Итого более 200 великов. Вы можете представить сколько места такая парковка займет для автомобилей? Это все ответ на вонь автолюбителей, которые не готовы платить за парковку в черте города. И при этом они требуют, чтобы власти строили больше бесплатных парковок. Но это просто невозможно. Земля не бесконечная. Особенно в центре города.


Сьездил в два магазина туристического снаряжения – посмотрел какие есть палатки в продаже. Но ничего легкого и компактного для себя не нашел. Пошел прогуляться по улочке заполненной кафешками и не нашел сосисочных, зато сьел обалденную шаверму (доннер по-местному обычаю). Ребята курды делают чумовую шаверму с таким количеством мяса, что у нас нужно три таких купить или свою шаверму открыть. С полным животом местного пива и мяса отправился спать. В хостеле поболтал с приехавшим учиться в Дрезден чуваком из Италии Джорджио. С гитарой приехал, учить немецкий язык. Семестр обучения – 6 месяцев стоит 250 евро. Остальные затраты на жилье и хавчик. А в остальном –халява. Все документы отправил по электронной почте и поступил по электронке.

Утром я проснулся по привычке рано. Но хостел был закрыт и я торчал на кухне – гонял чаи. Поболтал с чуваком из Мюнхена – он приехал в Дрезден на практику по массажу и хиропрактике. А потом проснулся Джорджио. И глаза у него такие грустные как у всех итальяшек. Как у Эроса Рамазотти. Но я просек, что он тупо голодный. Достал свою колбасу хлеб и вафли и позвал его есть. Все что недоели оставил ему, потому что мне уже улетать в обед. Предложил ему остатки ореховых запасов, но он сказал, что у него аллергия. Скушает орешек и приступ будет. После завтрака я порылся в мусорном ведре и был вознагражден тремя пластиковыми бутылкам. Мне они нужны, чтобы велик в самолет упаковать.

А потом я успел прогуляться до Галереи в Дрездене. Посмотрел живопись европейских мастеров. Что самое прикольное, большинство картин я уже видел. Они были у меня на немецких DDR-ких марках. Я в детстве, когда марки собирал решил, что буду собирать живопись и цветы. Вот никто мне это не советовал. Но я так решил. Сам сейчас удивляюсь откуда у меня тогда была тяга к прекрасному.


Не стал мудрить с поездкой до аэропорта, а доехал на электричке. Еще минут 30-40 тщательно паковал велик. Всю раму обмотал газетами и скотчем. Большую звезду закрыл разрезанной вдоль пластиковой бутылкой. А «петуха» и задний переключатель засунул в другую пластиковую бутылку. На регистрации не было ни одного представителя Аэрофлота . Регистрацию ведет сам аэропорт. Мне задали вопрос оплачен ли мой велосипед – я ответил, чтобы посмотрели бронирование, там должна быть соответствующая ремарка. Все нашлось, я отнес велик в окошко негабаритного груза. По прилету долго ждал когда его вынесут в Шереметьево. Велик долетел без малейших царапин. Я люблю Sukhoi SuperJet 100.

В самолете летел мужичок с велосипедным шлемом, который живет и в Москве и в Дрездене и рассказывал, что в Дрездене огромный километрах велодорожек с учетом пригорода. И сгонять с утра до Праги и обратно вполне нормальное развлечение. Нужно как нибудь это тоже попробовать.
На этом все.

Вывод: если вы планируете кататься по Европе,то для первого раза выберите любую из основных велотрасc EuroVelo и следуйте указателям. Европа не такая дорогая, если путешествовать на велосипеде. И я планирую следующим летом продолжить изучение Европейских стран.

Дрезден

Дрезден

Дрезден

Дрезден

Дрезден

ГДР – эхо социализма

Дрезден – мужик на коне

Все готово праздновать Октоберфест

Дрезден

Мост через Эльбу в старый город

Велодорожка на мосту через Эльбу

Административный центр округа Дрезден. 585,8 тыс. жителей (1970). Крупный экономический и культурный центр страны. Раннему экономическому росту Д. способствовало его выгодное транспортное положение на водном Эльбинском пути из Центральной Европы к Северному морю и у торговой дороги, проходившей у подножия Рудных гор. Д. ‒ речной порт, узел ж.-д. линий и автодорог, аэропорт. В городе развиты высококвалифицированные, преимущественно неметаллоёмкие отрасли машиностроения, особенно электротехническая и электронная промышленность (трансформаторы, холодильники, теплотехническое, вакуумное оборудование, полупроводники), приборостроение, оптическое производство и точное машиностроение (рентгеновские аппараты, кинофотоаппаратура и др.). Представлены лёгкая промышленность, старинное производство фарфоровых и стекольных изделий, швейных изделий, мебели, пищевкусовая промышленность (особенно табачная и шоколадная).

Историческая справка. Д. ‒ первоначально рыбацкий посёлок сербо-лужицких славян. Как город впервые упоминается в 1216. Около 1345 и около 1368 в Д. происходили восстания ремесленников против патрициата. С 1485 Д. ‒ резиденция альбертинской линии саксонских герцогов Веттинов. С 1806 ‒ столица королевства Саксонии. В период наполеоновских войн около Д. было крупное сражение (26‒27 августа 1813). В период Революции 1848‒49 в Германии в Д. происходило восстание в защиту имперской конституции (см. Дрезденское восстание 1849 ). В 1871 Д., как и вся Саксония , вошёл в состав Германской империи. В 1917‒18 в Д. получило значительное развитие движение против империалистической войны. В сентябре 1923 в Д. происходила манифестация «пролетарских сотен», положившая начало подъёму революционного движения в Саксонии. Огромные разрушения и гибель значительной части жителей Д. вызвала бомбардировка города английской и американской авиацией в конце 2-й мировой войны (февраль 1945). После освобождения Советской Армией (8 мая 1945) Д. вошёл в состав советской зоны оккупации Германии. С образованием ГДР (7 октября 1949) вошёл в её состав.

Планировка и архитектура. Д. ‒ один из красивейших немецких городов. Его облик во многом определяют парки и мосты через Эльбу, соединяющие левобережную часть Д. ‒ Альтштадт (Старый город ‒ историческое ядро города) ‒с Нёйштадтом (Новый город). Нёйштадт застроен главным образом в 19‒20 вв., имеет в центральной части радиально-кольцевую планировку; центром его является площадь Айнхайт (Единства), к которой примыкают деловые кварталы. На правом берегу Эльбы ‒ восстановленные архитектурные памятники: Японский дворец (1715‒1741, архитекторы З. Лонглюн, Ж. де Бодт, М. Д. Пёппельман), а также дворцово-парковый комплекс Пильниц (1720‒24, архитекторы М. Д. Пёппельман, З. Лонглюн). Альтштадт имел со средних веков сравнительно правильную сеть улиц; его центр ‒ площадь Постплац, расположенная между новой застройкой (на месте разрушенных кварталов) и основными архитектурными памятниками, группирующимися вдоль Эльбы. Среди них: замок курфюрстов (позднее королей, основан около 1200, построен в 15‒19 вв., восстанавливается); в стиле барокко ‒ дворцовый ансамбль Цвингер (из объединённых галереями павильонов по 3 сторонам двора; 1711‒1722, архитектор М. Д. Пёппельман; восстановлен в 1955‒62, см. илл. ) и церковь Хофкирхе (1738‒56, архитектор Г. Кьявери; восстановлена, см. илл. ). Цвингер замыкается зданием Картинной галереи (1847‒49, архитектор Г. Земпер; завершено в 1856, архитектор М. Хенель; восстановлено). Социалистическая реконструкция Д. начата застройкой площади Альтмаркт (1953‒56, архитекторы Й. Рашер, Г. Мюллер, Г. Гудер) и ряда улиц (Эрнст-Тельман-штрасе и др.). Ансамбль многоэтажных зданий воздвигнут в районе улицы Прагер-штрасе (архитектор П. Снигон и др.). Построены: Дом печати (1960‒68), Дворец культуры (1970) ‒ архитекторы В. Хенш, Х. Лёшау и др. Государственные художественные собрания Д. включают Дрезденскую картинную галерею , Исторический музей , Собрание фарфора, «Зелёный свод» (коллекция саксонских ювелирных изделий), Музей народного искусства и др.

Учебные заведения и научные учреждения. Технический университет, Высшая транспортная школа, Медицинская академия, Высшая школа музыки, Высшая школа изобразительных искусств, педагогический институт. Крупные библиотеки. Д. ‒ центр ядерных исследований (атомный реактор в Россендорфе под Д.).

Лит.: Unter der Fahne der Revolution. Die Dresdner Arbeiter im Kampf gegen den 1. Weltkrieg, Dresden, 1959; Löffler F., Das alte Dresden, 4. Aufl., Dresden, 1962.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Дрезден (город в ГДР)" в других словарях:

    - (Dresden), город в ГДР, центр одноименного округа. Впервые упоминается в 1216. С 1485 резиденция саксонских герцогов Веттинов. С 1806 столица королевства Саксония. Крупный культурный и художественный центр. Дрезден один из красивейших… … Художественная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дрезден (значения). Город Дрезден Dresden Герб … Википедия

    I Дрезден (Dresden) округ на Ю. В. ГДР, в бассейне верхнего течения р. Эльба. Площадь 6,7 тыс. км2. Население (1969) 1,9 млн. чел.; в административных районах Бауцен, Ниски, Каменц (Оберлаузиц) в небольшом количестве, кроме немцев, живут… … Большая советская энциклопедия

    - (Dresden) город в ГДР, адм. ц. окр. Дрезден. 491,7 т. ж. (1961). Крупный пром. центр (точное машиностроение, приборостроение, оптич. произ во, а также исторически сложившееся произ во фарфора и стекла). Д. первоначально рыбацкий поселок сербо… … Советская историческая энциклопедия

Дрезден (Dresden), город в ГДР, административный центр округа Дрезден. 585,8 тыс. жителей (1970). Крупный экономический и культурный центр страны. Раннему экономическому росту Д. способствовало его выгодное транспортное положение на водном Эльбинском пути из Центральной Европы к Северному морю и у торговой дороги, проходившей у подножия Рудных гор. Д. ‒ речной порт, узел ж.-д. линий и автодорог, аэропорт. В городе развиты высококвалифицированные, преимущественно неметаллоёмкие отрасли машиностроения, особенно электротехническая и электронная промышленность (трансформаторы, холодильники, теплотехническое, вакуумное оборудование, полупроводники), приборостроение, оптическое производство и точное машиностроение (рентгеновские аппараты, кинофотоаппаратура и др.). Представлены лёгкая промышленность, старинное производство фарфоровых и стекольных изделий, швейных изделий, мебели, пищевкусовая промышленность (особенно табачная и шоколадная).

Историческая справка. Д. ‒ первоначально рыбацкий посёлок сербо-лужицких славян. Как город впервые упоминается в 1216. Около 1345 и около 1368 в Д. происходили восстания ремесленников против патрициата. С 1485 Д. ‒ резиденция альбертинской линии саксонских герцогов Веттинов. С 1806 ‒ столица королевства Саксонии. В период наполеоновских войн около Д. было крупное сражение (26‒27 августа 1813). В период Революции 1848‒49 в Германии в Д. происходило восстание в защиту имперской конституции (см. Дрезденское восстание 1849 ). В 1871 Д., как и вся Саксония, вошёл в состав Германской империи. В 1917‒18 в Д. получило значительное развитие движение против империалистической войны. В сентябре 1923 в Д. происходила манифестация «пролетарских сотен», положившая начало подъёму революционного движения в Саксонии. Огромные разрушения и гибель значительной части жителей Д. вызвала бомбардировка города английской и американской авиацией в конце 2-й мировой войны (февраль 1945). После освобождения Советской Армией (8 мая 1945) Д. вошёл в состав советской зоны оккупации Германии. С образованием ГДР (7 октября 1949) вошёл в её состав.

Планировка и архитектура. Д. ‒ один из красивейших немецких городов. Его облик во многом определяют парки и мосты через Эльбу, соединяющие левобережную часть Д. ‒ Альтштадт (Старый город ‒ историческое ядро города) ‒с Нёйштадтом (Новый город). Нёйштадт застроен главным образом в 19‒20 вв., имеет в центральной части радиально-кольцевую планировку; центром его является площадь Айнхайт (Единства), к которой примыкают деловые кварталы. На правом берегу Эльбы ‒ восстановленные архитектурные памятники: Японский дворец (1715‒1741, архитекторы З. Лонглюн, Ж. де Бодт, М. Д. Пёппельман), а также дворцово-парковый комплекс Пильниц (1720‒24, архитекторы М. Д. Пёппельман, З. Лонглюн). Альтштадт имел со средних веков сравнительно правильную сеть улиц; его центр ‒ площадь Постплац, расположенная между новой застройкой (на месте разрушенных кварталов) и основными архитектурными памятниками, группирующимися вдоль Эльбы. Среди них: замок курфюрстов (позднее королей, основан около 1200, построен в 15‒19 вв., восстанавливается); в стиле барокко ‒ дворцовый ансамбль Цвингер (из объединённых галереями павильонов по 3 сторонам двора; 1711‒1722, архитектор М. Д. Пёппельман; восстановлен в 1955‒62, см. илл. ) и церковь Хофкирхе (1738‒56, архитектор Г. Кьявери; восстановлена, см. илл. ). Цвингер замыкается зданием Картинной галереи (1847‒49, архитектор Г. Земпер; завершено в 1856, архитектор М. Хенель; восстановлено). Социалистическая реконструкция Д. начата застройкой площади Альтмаркт (1953‒56, архитекторы Й. Рашер, Г. Мюллер, Г. Гудер) и ряда улиц (Эрнст-Тельман-штрасе и др.). Ансамбль многоэтажных зданий воздвигнут в районе улицы Прагер-штрасе (архитектор П. Снигон и др.). Построены: Дом печати (1960‒68), Дворец культуры (1970) ‒ архитекторы В. Хенш, Х. Лёшау и др. Государственные художественные собрания Д. включают Дрезденскую картинную галерею , Исторический музей, Собрание фарфора, «Зелёный свод» (коллекция саксонских ювелирных изделий), Музей народного искусства и др.

Учебные заведения и научные учреждения. Технический университет, Высшая транспортная школа, Медицинская академия, Высшая школа музыки, Высшая школа изобразительных искусств, педагогический институт. Крупные библиотеки. Д. ‒ центр ядерных исследований (атомный реактор в Россендорфе под Д.).

Лит.: Unter der Fahne der Revolution. Die Dresdner Arbeiter im Kampf gegen den 1. Weltkrieg, Dresden, 1959; Löffler F., Das alte Dresden, 4. Aufl., Dresden, 1962.

  • - Античное отделение коллекции скульптур Государственного собрания искусств а в т. н. Альбертинуме было первым большим собранием такого рода севернее Альп. Создано в 1723 Августом Сильным, который в...

    Словарь античности

  • - , город в ГДР, центр одноименного округа. Впервые упоминается в 1216. С 1485 резиденция саксонских герцогов Веттинов. С 1806 столица королевства Саксония. Крупный культурный и художественный центр...

    Художественная энциклопедия

  • - город в ГДР, адм. ц. окр. Дрезден. 491,7 т. ж. . Крупный пром. центр. Д. - первоначально рыбацкий поселок сербо-лужицких славян. Первое упоминание относится к 1206, как город называется впервые в 1216...

    Советская историческая энциклопедия

  • - город в древней Палестине, упоминаемый еще во время Авраама и завоеванный Иисусом Навином. Он лежал к востоку от Вефиля, в часе ходьбы от него, и в три мили от Иерихона...
  • - город во франц. департ. Ланд...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - или Биредажик - простонародное Беледжик, город в Алеппском вилайете, в Азиатск. Турции, на левом берегу Евфрата, вступающего здесь в равнину и доступного даже для барок больших размеров...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - город в департаменте Кот-д"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - гл. гор. королевства Саксонского и резиденция короля, на обоих берегах Эльбы, под 51°3"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Дре́зден округ на Ю.-В. ГДР, в бассейне верхнего течения р. Эльба. Площадь 6,7 тыс. км2. Население 1,9 млн. чел....
  • - Дрезден, округ на Ю.-В. ГДР, в бассейне верхнего течения р. Эльба. Площадь 6,7 тыс. км2. Население 1,9 млн. чел....

    Большая Советская энциклопедия

  • - город в Германии, на р. Эльба, адм. ц. земли Саксония. 485 тыс. жителей. Транспортный узел. Международный аэропорт...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См. РУСЬ -...
  • - Лубен город, отрепьин город, а в том городе воевода нем...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - кого. Сиб., Якут. Стараться настигнуть кого-л., укрывающегося от преследования. СРНГ 7, 57; ФСС, 64...

    Большой словарь русских поговорок

"Дрезден (город в ГДР)" в книгах

Господину д-ру П. Э., Дрезден

Из книги Письма автора Гессе Герман

Господину д-ру П. Э., Дрезден 16 сентября 1947 […] Это один пункт, он не так важен. Весомее другой, который выдвигает Ваше письмо. Я огорчен тем, что и Вы, как сотни моих читателей и корреспондентов, не можете ценить Гессе, не принижая взамен Томаса Манна. Мне это совершенно

2. Дрезден

Из книги Рахманинов автора Федякин Сергей Романович

2. Дрезден О том, чтобы пожить в Европе, он думал ещё во Флоренции. Но и тогда понимал, - как признается Морозову, - «я могу жить хотя бы за границей, если слажу с своей тоской по России». В конце августа он решился: отказался от должности инспектора Екатерининского

Париж - Дрезден

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Париж - Дрезден Пролетели мы через живописную, но нелюбимую Швейцарию с ее озерами, Монбланами и Сен-Бернарами, а вот и Франция. Она такая, как я ее себе представлял, как ее пишет наш брат-художник.Поезд подлетел к перрону, и я почувствовал, что моя книжечка здесь меня не

Визит в Дрезден

Из книги В тисках мирового заговора автора Кассе Этьен

Визит в Дрезден По законам драматического жанра, успех должен был ждать меня по последнему из четырех имевшихся у меня адресов. Или, наоборот, по первому же, чтобы подчеркнуть мою везучесть. Но не буду врать: он ждал меня по второму адресу.Сначала я, конечно же, отправился в

Дрезден

Из книги Подъем и падение Запада автора Уткин Анатолий Иванович

Дрезден Путин долго шел к этой речи. Представляется, что необходимые эмоции зародились у него в Дрездене в смутное время конца 1980-х. Точнее, в 1989 г.Серая немецкая аккуратность, каменное чудо Цвингера, удивительно восстановленный центр города. В 1904 г. бюргеры решили

ГЛАВА XII. ДРЕЗДЕН

Из книги Разрыв франко-русского союза автора Вандаль Альберт

ГЛАВА XII. ДРЕЗДЕН На пути по Германии. – Прибытие в Дрезден. – Как устроился император. – Картина саксонского двора. – Съезд коронованных особ. – Королева Вестфальская. – Приезд императора и императрицы Австрийских. – Мачеха и падчерица. – Торжество 19 апреля. – Вид

Дрезден

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Дрезден (город в ГДР)

БСЭ

Дрезден (округ в ГДР)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДР) автора БСЭ

ПЕРЕЕЗД В ДРЕЗДЕН

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

ПЕРЕЕЗД В ДРЕЗДЕН Так как поспешный, похожий на бегство, переезд в Дрезден не принес изменений в его состоянии, Шуман решил освободиться от журнала «Neue Zeitschrift f?r Musik» и продал его 20 ноября за какие-то жалкие 500 талеров Францу Бренделю. Это решение стало фатальным, потому что

Тип “Дрезден”

автора Трубицын Сергей Борисович

Тип “Дрезден”

Из книги Легкие крейсера германии (1914 – 1918 гг.) Часть 2 автора Трубицын Сергей Борисович

Дрезден

Из книги Путин - «приемный» сын Ельцина автора Платонов Сергей Владимирович

Дрезден Красивый и богатейший прежде центральный город Саксонии в войну был сильно разрушен американскими бомбардировками. Ко времени приезда Владимира Путина с женой Людмилой и годовалой дочкой Машей Дрезден уже восстановили. Но в результате характерный для старых

«Дрезден»

Из книги Скандалы (декабрь 2008) автора Русская жизнь журнал

«Дрезден» С этим местом связана целая история. Этот бывший отель на Тверской раньше принадлежал купцу Андрееву, у которого было три дочери. Одна из них, Катерина, была объектом страсти - уже женатого к тому времени - Константина Бальмонта. Он ушел от жены, безуспешно

ДРЕЗДЕН

Из книги От протеста к сопротивлению [Из литературного наследия городской партизанки] автора Майнхоф Ульрика

ДРЕЗДЕН Двадцать лет назад, в ночь с 13 на 14 февраля 1945 года, в ночь со вторника, последнего дня масленицы, на среду, первый день великого поста, был осуществлен самый крупный в ходе II Мировой войны авианалет союзников на немецкий город - бомбардировка Дрездена. Трижды в