Украина возглавила рейтинг коррупционных стран. Позорный рейтинг: Украина – самая коррумпированная страна Европы после России В какой стране самый низкий уровень коррупции

Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика.

Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - самый низкий.

В группе лидеров произошли несущественные изменения: первое место заняла Дания (88 баллов), второе - Новая Зеландия (87 баллов), а третье разделили Финляндия, Швеция, Швейцария и Сингапур (по 85 баллов). В конце списка - Сомали (10 баллов), Сирия и Южный Судан (13 баллов). Соединенные Штаты Америки получили 71 балл (на 4 балла меньше, чем в прошлом году) и впервые за долгое время не смогли попасть в первую двадцатку лидеров. Также два балла потеряла Бразилия, заработав самый низкий показатель ИВК за семь лет - сейчас у нее 35 баллов.

В группе стран СНГ и географических соседей России самый большой рывок совершил Таджикистан - с 21 до 25 баллов. На два балла улучшили свое положение Украина (с 30 до 32 баллов) и Молдавия (с 31 до 33 баллов). Часть стран остались с прежними результатами (Казахстан - 31 балл, Армения 35 баллов, Киргизия 29 баллов). Азербайджан же потерял целых 6 баллов: в ИВК - 2018 страна получила 25 баллов против 31 в 2017 году.

Помимо традиционного индекса, ИВК - 2018 включает в себя дополнительное исследование, показывающее взаимосвязь между уровнями восприятия коррупции и уровнем демократии в стране. В рамках этого исследования авторы анализируют связь между коррупцией и глобальными трендами развития демократии в условиях, когда демократическим институтам и нормам угрожают зачастую авторитарные лидеры или популисты.

С точки зрения «Трансперенси Интернешнл - Россия», Российская Федерация отлично иллюстрирует эту тенденцию. Проблемы с коррупцией связаны с тем, что действующие институты демократического общества зачастую подменяются их имитацией. В связи с этим, мы видим следующие возможности для исправления ситуации:

  1. Дополнить антикоррупционное законодательство нормами, регулирующими лоббирование, раскрытие бенефициарных собственников активов и защиту заявителей о коррупции. Ратифицировать Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и принять соответствующие поправки в национальное законодательство.

  2. Исполнять обязательства в рамках международного антикоррупционного права, включая рекомендации Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Реализовать меры по возвращению активов, украденных посредством коррупционной деятельности, и расследованию трансграничных финансовых преступлений.

  3. Повысить независимость избирательных комиссий, минимизировать влияние органов исполнительной власти на процесс их формирования.

  4. Разработать методические рекомендации и материалы для преподавателей университетов и учителей в школе, чтобы дать им применимые инструменты антикоррупционного образования. Научить учителей и преподавателей их применять.

  5. Не применять экономические, организационные, законодательные и информационные меры, ограничивающие гражданское общество и журналистов. За последние два года набор этих мер пополнился массовыми «ликвидационными» штрафами и компенсациями, которые ставят под угрозу существование независимых СМИ, антикоррупционных организаций и гражданских объединений.

  6. Вместо этого - более активно и охотно реагировать на расследования журналистов и активистов, касающиеся публичных должностных лиц.

  7. Ограничить роль государства в тех сферах общественной жизни, которые могут развиваться сами. Примеры излишнего присутствия государства, приводящего к коррупционным практикам, можно найти в наших публикациях, посвященных или .

  8. Противодействовать возникновению и функционированию неформальных общественных институтов, которые заменяют собой институты формальные, но распределяют ресурсы, полномочия и бюджеты по своему усмотрению, непрозрачно и не подотчетно.

  9. Наконец, открывать больше данных на всех уровнях.

    Материалы ИВК-2018

Коррупция в наши дни превратилась в одну из глобальных проблем. С ней борются как в отдельных сферах, так и в масштабах всех национальных государств, а также на международном уровне. Она включает целый ряд действий, направленных на злоупотребление своими служебными полномочиями в корыстных целях. К формам коррупции в странах мира относят взяточничество, вымогательство, кумовство, непотизм, коммерческий подкуп, получение откатов, присвоение чужого имущества или денег. Действия, которые считаются незаконными, зависят от того, какие нормы содержатся в национальном законодательстве. Поэтому оцененный уровень коррупции в странах мира не всегда является объективным.

Борьба на международном уровне

Среди организаций, которые занимаются проблемой коррупции, главными являются:

  • Глобальный свидетель. Данная организация была основана в 1993 году в Лондоне для борьбы с нарушениями прав человека странами, которые эксплуатируют природные ресурсы.
  • Группа государств против коррупции. Она занимается имплементации инструментов, принятых странами в целях борьбы с политической коррупцией. Этот орган был создан Советом Европы в 1999 году и включает на сегодняшний день 49 государств.
  • Международная антикоррупционная академия.
  • «Транспэрэнси интернэшнл». Это неправительственная международная организация, которая занимается борьбой с политической коррупцией и исследованием ее уровня в различных странах мира. Она функционирует с 1993 года. Каждый год данная организация публикует список стран по уровню коррупции.

Показатели

Статистическая оценка коррупции является сложной, если вообще возможной, задачей из-за крайне неточного содержания этого понятия. Первые показатели появились в 1995 году. Однако каждый из них сосредотачивался на отдельном аспекте этого многогранного явления. Первой организацией, которая начала оценивать уровень коррупции в странах мира стала «Транспэрэнси Интернэшнл». На сегодняшний день она публикует три показателя. Однако самым известным остается индекс восприятия коррупции. Собственную оценку ситуации в странах мира дает Мировой банк. Он публикует данные опросов сотрудников более 100 тысяч фирм и набор индикаторов государственного управления и качества институтов.

В Германии

Барометр мировой коррупции (социологический опрос, проводимый «Транспэрэнси Интернэшнл») показал в 2013 году, что самыми взяточническими организациями являются политические партии. Распространено это негативное явление и на бытовом уровне. Около 11% респондентов заявили, что у них требовали взятку и лишь несколько из них имели смелость отказать «просителям». Самыми проблемными факторами для ведения бизнеса в Германии согласно Отчету о глобальной конкурентоспособности считается налоговая сфера и ограничительные нормы трудового законодательства. Однако вера в этические стандарты политиков является достаточно высокой, поэтому статистика коррупции в государственной сфере показывает, что здесь она мало распространена.

Во Франции

В 2011 году «Транспэренси Интернэшнл» в своем отчете по стране заявили, что страна не делает все в ее силах для преодоления взяточничества. Индекс восприятия коррупции в 2015-м составил 70 пунктов. Франция заняла 23-е место в мировом рейтинге. Государство ратифицировало несколько важных антикоррупционных документов, в том числе и Конвенции ОЭСР и ООН. Проблема взяточничества не стоит остро во Франции. Национальные компании обычно имеют хорошую репутацию корпоративной социальной ответственности.

В Китае

Коррупция в стране стала предметом внимания прессы после того, как генеральный секретарь коммунистической партии Си Цзиньпин объявил кампанию по борьбе со взяточничеством в 2012 году. В 2015-м Китай занял 83-е место в общем рейтинге стран. Эксперты считают, что взяточничество, откаты, воровство и растранжиривание государственных фондов стоит государству, по крайней мере, 3 % ВВП.

В Канаде

Уровень коррупции в странах мира показывает, что ситуация в данном государстве является наименее опасной. В рейтинге Канада находится на 9-м месте. Однако все большее количество жителей видят своих политиков и национальные институции как фундаментально коррупционные. Но ни один из канадских чиновников не был упомянут в Панамских документах.

В Сомали

Уровень коррупции в странах мира ничтожен по сравнению с данной страной. Она завершает рейтинг «Транспэрэнси Интернэшнл». Взяточничество и рейдерство здесь является повсеместно распространенной практикой. Так сложилось исторически. Во время холодной войны страна была полем для борьбы двух политических идеологий. На сегодняшний день в государстве нет официального правительства, на территориях правят отдельные кланы. В прибрежных районах орудуют пираты. Это еще и одна из беднейших стран мира. В ней не производят практически ничего, даже овощи и фрукты завозят из соседней Эфиопии. В стране процветает преступность, а коррупция является не просто обыденной практикой, но частью жизни всех людей. Многие эксперты считают, что именно историческая обусловленность данного негативного явления приводит к тому, что все попытки борьбы с ним не приносят никакого результата.

Коррупция в России

Дача и получение взяток в различных сферах считается значительной проблемой в РФ. Она влияет на все аспекты жизни. Больше всего коррупция распространена в таких сферах, как государственное управление, правоохранительные органы, здравоохранение и образование. Коррупция в России связана с исторической моделью развития государства, в которой нормы писаного права играют меньшую роль, чем неформальные обычаи. В 2015 году РФ заняла 119 место по индексу восприятия коррупции. Такое положение дел влияет на благосостояние населения. Некоторые эксперты считают, что быстрый рост тарифов на газ, воду и электричество является прямым следствием повсеместного распространения взяточничества и рейдерства. Антикоррупционная кампания в Россия началась сразу после получения независимости в 1992 году. Декрет президента Ельцина запрещал чиновникам заниматься бизнесом и обязывал их публиковать информацию о своем доходе, личном имуществе, банковском депозите и ценных бумагах, как и финансовых обязательствах.

Коррупция в Украине

Взяточничество рассматривается как одна из главных проблем. Коррупция в Украине распространена во всех сферах. «Транспэрэнси Интернэшнл» ставит страну на 130-е место в рейтинге. Взятки даются для того, чтобы были предоставлены положенные по закону государственные услуги или для сокращения времени их ожидания. Самый большой уровень коррупций наблюдается в автомобильной инспекции, полиции, здравоохранении, судебной системе и высшем образовании. Борьба со взяточничеством является ключевым аспектом для дальнейшего получения международных кредитов.

Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции - 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.

По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран.

Первое место в ИВК-2016 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье - Швеция (88 баллов). Аутсайдеры рейтинга - Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов). Состав лидеров и аутсайдеров по сравнению с 2015 годом почти не изменился.

Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс рассчитан на основании данных за последние два года (2015–2016), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 - с самым низким.

По мнению генерального директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Антона Поминова, в 2016 году в России «ранее существовавшая тенденция к уточнению норм антикоррупционного законодательства дополнилась безудержной охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним». По словам вице-президента международного движения Transparency International Елены Панфиловой, эта охота лишь похожа на настоящую: «На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам».

Среди наиболее важных внешних факторов, повлиявших на положение в ИВК-2016 России и других стран, - утечка документов компании Mossack Fonseca («Панамские документы»). В опубликованном архиве фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников. Информация об этом широко освещалась в российских и иностранных СМИ и не могла не повлиять на ответы респондентов.

Согласно докладу группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO), Россия в 2016 году полностью выполнила 10 его рекомендаций по борьбе с коррупцией из 21, а оставшиеся 11 выполнила частично. Кроме того, в этом году Россия стала участником соглашения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) об автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми службами других стран, который должен начаться в 2018 году.

Наблюдаются некоторые улучшения в сфере антикоррупционного законодательства, однако правоприменительная практика меняется мало. Так, законодательно закреплено изъятие незаконно нажитой собственности, однако на практике эта мера почти не применяется.

Российским чиновникам запретили владеть иностранными финансовыми инструментами. Принят закон о «черном списке» людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов за коррупционные нарушения. Введена ответственность компаний за то, что они не хранят или не обновляют данные о своих бенефициарах. Правительство своим постановлением от 28 июня 2016 года № 594 запретило федеральным чиновникам работать с организациями, сотрудниками которых являются их родственники. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда 31 октября 2016 года постановила, что чиновник может быть уволен за непредоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга.

С другой стороны, из Национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы пропало упоминание о защите заявителей о коррупции - важнейшем элементе антикоррупционной политики. По-прежнему не принят закон о лоббизме, упомянутый в предыдущем Национальном плане.

Во второй половине 2016 года широкий общественный резонанс вызвали громкие дела против высокопоставленных чиновников. Например, министр экономического развития Алексей Улюкаев и генерал ФСО Геннадий Лопырев были задержаны в ноябре, а полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД - в сентябре. Однако эти дела далеко не всегда воспринимались гражданами России в антикоррупционном контексте: как показал опрос ВЦИОМ, более половины россиян посчитало арест Улюкаева «показательной акцией или сведением счетов», а не реальной борьбой с коррупцией.

«Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых является прозрачные, честные выборы для контроля за политиками от главы сельсовета до президента, а также независимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса и эффективно, а не для палочки работающая система верховенства права», - говорит Антон Поминов.

Рекомендации:
1. Разработать и принять законы о лоббистской деятельности и о защите заявителей о коррупции.
2. Обязать правоохранительные органы реагировать на общественные и журналистские расследования.
3. Включиться в международное сотрудничество по возвращению активов и установлению бенефициарных собственников.
4. Обеспечить выборность председателей судов и случайное распределение дел между судьями в рамках их специализации; обеспечить независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти и от Администрации президента.
5. Повысить независимость избирательных комиссий, сведя к минимуму влияние на процесс их формирования со стороны органов власти.

Контактная информация:

Украина заняла первое место по уровню коррупции среди 41 страны. Об этом сказано в исследовании аудиторской компании Ernst & Young о рисках мошенничества в этих регионах.

При этом в 2015 году Украина в этом рейтинге занимала седьмое место. Россия же заняла 16 место, тогда как два года назад размещалась на 18 позиции.

В десятку самых коррупционных стран, кроме Украины, вошли Кипр, Греция, Словакия, Хорватия, Кения, Южная Африка, Венгрия, Индия и Египет.

Наименее коррупционными странами оказались Дания, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция.


Таблица: Украинская правда

В ходе исследования было проведено 4100 интервью в 41 стране. Опрашивались члены советов директоров, руководители среднего и высшего звена. В Украине опросили 100 сотрудников компаний.

Выяснилось, в Украине число респондентов, считающих, что коррупция распространена в стране составляет – 88 процентов.

Отмечается, что "отсутствие экономического роста и улучшения бизнес-климата в Украине, в сочетании с отсутствием эффективной системы наказания, может подтолкнуть бизнесменов к нарушению этических норм".

"Так, чтобы помочь бизнесу выжить, по крайней мере 37 процентов респондентов готовы предложить денежное вознаграждение в обмен на заключение или продление контракта", - сказано в исследовании.

"Регуляторные нормы оказали позитивное влияние на этические стандарты только в 12% опрошенных нами компаний, - сказано в тексте.

Также напомним, что в этом месяце . Об этом свидетельствует рейтинг Freedom House.

Корреспондент.net недавно вспоминал и другие

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.